Общество и профсоюзы

Хотите установить собственную ЭЗС Malanka возле дома или офиса? Нет проблем!

Рынок электромобилей в Беларуси активно развивается, ведь электрокары гораздо экологичнее и проще в эксплуатации, чем их бензиновые собратья.

О том, как развивается инфраструктура для владельцев автокаров, портал 1prof.by поговорил с начальником управления перспективных энергетических технологий ПО «Белоруснефть» Алексеем Никитенко.

– В марте текущего года в Беларуси насчитывалось уже более 2,5 тыс. электромобилей, – рассказал представитель ЭЗС Malanka. – По нашим прогнозам, в текущем году их количество увеличится в три раза и превысит отметку в 7,5 тысяч. 100 тыс. электромобилей в 2025 году – тот минимум, который стоит ожидать, учитывая общемировые тенденции в области развития электротранспорта.

Пожалуй, в этом нет ничего удивительного. Спрос на персональный электротранспорт удовлетворяется за счет импорта, ведь в нашей стране на ввоз электрокаров отменена таможенная пошлина и НДС.

Алексей Валентинович, что представляет собой сегодня сеть ЭЗС Malanka?

– К концу 2020 года в нашей сети уже успешно функционировало порядка 400 зарядных станций. На сегодняшний день эта цифра уже перешагнула отметку в 450 станций. В ближайшей перспективе – расширение сети до 600 ЭЗС.

Вы устанавливаете зарядные комплексы из 6 зарядных станций или есть другие варианты?

– Зарядные комплексы, где одновременно могут заряжаться 6 электромобилей, нет ни в одной из стран СНГ, и, безусловно, мы продолжаем развивать сеть в данном направлении, устанавливая подобные комплексы вблизи торговых и бизнес-центров, а также культурных, административных и спортивных объектов.

Зарядные комплексы из 6 станций на сегодняшний день уже функционируют в Минске. В перспективе на ближайший год –строительство подобных комплексов в каждом областном центре Беларуси. Но мы не отказываемся и от постройки классических комплексов из 2 или 3 станций в одной точке, а также одиночных станций на АЗС и трассах, ведь во многих случаях присутствуют довольно серьезные ограничения электросетевой инфраструктуры.

А что в планах до конца текущего года?

– Планируется активное расширение сети наших зарядных станций. ЭЗС будем устанавливать на основных трассах, в областных центрах, также в планах установка комплексов из двух станций во многих крупных районных центрах, в их числе Барановичи, Пинск, Новополоцк, Полоцк, Мозырь, Светлогорск, Жлобин, Речица, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Жодино, Бобруйск и Орша.

Кроме того, будем работать над сокращением расстояние между ЭЗС на трассах. Сейчас оно равно 100-150 километров. Цель – сократить расстояние до 80 километров.

Сеть ЭЗС Malanka включает в себя два типа станций – обычные и быстрые. Какие у них возможности?

– На обычных станциях (AC, зарядные станции переменного тока) электромобиль полностью заряжается от 6-8 часов в зависимости от емкости батареи. На таких ЭЗС владельцы электромобилей оставляют машину, например, на ночь.

На быстрых 50 кВт (DC, зарядные станции постоянного тока) можно зарядить аккумулятор всего за 7 минут на 35 километров пути – а это уже несколько поездок по городу.

Мы придерживаемся стратегии установки быстрых зарядных станций, поскольку подобный тип зарядки экономит массу времени нашим клиентам и позволяет получить гораздо большую оборачиваемость с одного «столбика», что очень актуально ввиду наличия многоэтажного жилья (в сравнении с Европой) и ограниченности парковочных мест. Более того, по трассам установлены станции мощностью 120-180 кВт.

Где в Минске планируется строительство супербыстрых ЭЗС или они уже есть? Смогут ли там заправляться грузовые электромобили до десяти тонн?

– В 2022 году планируется запуск пилотного комплекса с супербыстрой зарядкой, которая позволит зарядить транспортное средство за 10 минут на 343 км. В данном случае говоря «транспортное средство», мы подразумеваем и грузовые электромобили до десяти тонн. В Минске комплекс появится в районе ДС Брилевичи.

Сколько электромобилей в день способны обслужить зарядные станции «Белоруснефти»?

– Летом прошлого года сеть зарядных станций Malanka могла в комфортном режиме обслуживать около 9 тыс. пользователей в день. На сегодняшний день, благодаря увеличению количества зарядных точек, мы можем работать с 15 тыс. клиентов ежедневно.

Может ли владелец бизнеса (кафе, парикмахерская, фитнес-клуб и т.д.) установить «столбик» зарядки ЭЗС возле своего офиса? Доступно ли эта услуга в спальных районах гражданам или товариществам собственников? Куда обращаться и во сколько обойдется строительство?

– Наша сеть ЭЗС как государственный оператор государственной зарядной сети, осуществляет развитие зарядной инфраструктуры в рамках Программы создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2018 года № 731.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2021 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей» не ограничивает круг юридических и физических лиц, имеющих право на установку зарядных станций.

Если возникла необходимость установить зарядную станцию на парковочном месте возле дома, для начала напишите заявление председателю своего жилищно-строительного кооператива, товарищества либо обратитесь в ЖРЭО.

Если заявление одобрят, далее нужно получить технические условия у районных электросетей. Технические условия может получить только юридическое лицо. Им может быть, например, домовое товарищество. Районные электросети выдадут технические условия на установку электрощитка, к которому будет подключена зарядная станция, и счетчика. После этого нужно будет выбрать проектную организацию, которая подключит щиток и установит зарядную станцию.

В Минске купить зарядную станцию не составит труда. Рынок предложения достаточно разнообразен, а конечная цена будет зависеть от мощности.

Проектная документация, монтажные работы и прокладка кабеля обойдутся в сумму от 2,5 тыс. рублей. Таким образом установка собственной станции будет стоить от 3 до 7 тыс. рублей в зависимости от выбранной станции (производитель, мощность и т. д.).

Анжела ЛЮДЫНО

Фото автора