Общество и профсоюзы

Как вернуть деньги за путевки во время пандемии? Рассказали в Министерстве спорта и туризма

Нужно ли платить агентству неустойку, если поездка отменилась из-за болезни, и какие условия являются существенными для прекращения договора?

В Минспорта отметили, что, независимо от ситуации с пандемией, договор на оказание туристических услуг расторгается на общих основаниях, установленных законодательством. 

Что является поводом для аннулирования договора с турфирмой?

Стороны имеют право разорвать договоренности, если обстоятельства изменились настолько, что будь они известны заранее, соглашение бы вовсе не заключалось.

Специалисты ведомства пояснили, что к таким изменениям относятся меры, принимаемые во время пандемии коронавируса. Например, места, которые должен был посетить турист, закрылись из-за режима чрезвычайного положения. Существенным моментом считается также невозможность оказания услуг из-за отмены рейсов авиакомпаниями и путешествий туроператорами.

При расторжении договора оказания туристических услуг из-за существенного изменения обстоятельств наступают правовые последствия, предусмотренные п.1 ст.386 Гражданского кодекса и п.56 Правил оказания туристических услуг.

– Следует отметить, что, на наш взгляд, болезнь заказчика (участника туристической деятельности), его родственников или знакомых не признается существенным изменением обстоятельств либо непреодолимой силой, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством, – отметили в Минспорта.

При существенных обстоятельствах, препятствующих туристической поездке, расторжение договора не происходит автоматически. Существует возможность изменить его, например, в части программы путешествия.

Независимо от того, в какой части договора вносятся корректировки, новые условия нужно зафиксировать письменно. Это требование особенно касается таких условий, как стоимость услуг, срок и порядок их оплаты, программа путешествия.

Если возникла спорная ситуация с турфирмой, можно урегулировать ее в досудебном порядке или обратиться в суд. В этом случае турист освобождается от уплаты госпошлины за подачу иска.

Как вернуть деньги, если ограничительные меры уже сняли?

Если карантин не будет продлеваться и поездка запланирована после даты его отмены, расторжение договоров возможно на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.

Так, турист имеет право отказаться от поездки, оплатив фактически понесенные турфирмой расходы. При этом компания должна доказать денежные траты и принять меры для их уменьшения. Если она не может предоставить отчет по расходам, то клиент может рассчитывать на возврат денег в полном объеме.

– Односторонний отказ заказчика является его правом, а не фактом ненадлежащего исполнения обязательств. В этой связи исполнителем не могут удерживаться с заказчика другие расходы (штрафы, пени и иные), – подчеркнули в Министерстве спорта и туризма.

В договоре могут быть предусмотрены условия уплаты клиентом неустойки с учетом п.53 Правил оказания туристических услуг (при нарушении сроков оплаты турпоездки). При этом требования об оплате тура и взыскании признаются обоснованными, если стороны не захотели расторгнуть договор либо в него не внесены соответствующие изменения. В то же время суд может уменьшить размер неустойки, если она несоразмерна последствиям нарушения сторонами своих обязательств.

Если турфирма отказывается выполнять условия договора?

Отказаться в одностороннем порядке от выполнения своих обязательств может не только клиент, но и туристическая компания. В соответствии с п.2 ст.736 Гражданского кодекса исполнитель вправе сделать это лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Аналогичная норма определена законом «О туризме» и Правилами оказания туруслуг.

В зависимости от того, расторгается ли договор в силу существенного изменения обстоятельств или в одностороннем порядке, законодательство устанавливает различные сроки возврата денег туристу.

Подготовила Дарья ЗИМАК

Фото из открытых интернет-источников