Общество и профсоюзы

Какие инновационные технологии сделают белорусское образование более эффективным?

Шаг в цифровую трансформацию

В ноябре прошлого года в Беларуси разработали концепцию цифрового образования. По словам специалистов, такой шаг в первую очередь был продиктован динамикой внешних условий, которые демонстрируют стремительную смену технологий. Сегодня, чтобы ускорить процесс трансформации, над проектами по заявленной программе трудятся опытные ученые и студенты различных вузов страны, в том числе создавая подходы для выявления новых специальностей и возможности для непрерывного образования «длинною в жизнь».

«Цифровая трансформация является важнейшей частью развития системы образования страны. Это обусловлено несколькими основными причинами. Основная из них – конкурентоспособность», – считает первый заместитель Министра образования Беларуси Ирина Старовойтова.

По ее словам, от качественного и доступного образования зависит наличие сильных кадров в стране, а как итог – развитие и стабильность ее экономики.

Время дистанционного обучения

Во всем мире прогресс в сфере коммуникаций, который позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь для обучения студентов, аспирантов и персонал, начался в начале 80-х годов XX столетия. Именно тогда получение образования постепенно начало переходить на принципиально новый уровень. Наличие сети для коммуникаций сделало обучение более доступным – стало совершенно неважно, где территориально находятся студенты.

Сегодня современные интернет-технологии находятся на пике своего развития. Они образовывают гигантскую сеть с огромным количеством информации и вовлеченных в этот процесс студентов и преподавателей.

Чтобы быть успешным в своей профессии, уже не достаточно окончить университет и наработать стаж. Необходимо постоянно развиваться, овладевать новыми навыками и знаниями, повышая тем самым свою профессиональную компетентность. Дистанционное образование делает этот процесс более легким и доступным, так как экономит временные ресурсы, снижает затраты и позволяет повысить качество обучения за счет применения современных средств и технологий.

Возможности дополнительного образования в Беларуси

Система повышения квалификации и переподготовки кадров в нашей стране начала складываться около 50 лет назад. К началу 90-х годов в стране насчитывалось 136 учебных заведений, в которых ежегодно проходили обучение около 400 тысяч рабочих, специалистов и руководителей хозяйственного комплекса республики.

На сегодняшний день система дополнительного образования взрослых в Беларуси является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны и представляет собой гибкую, мобильную и постоянно развивающуюся систему.

«Различные курсы по повышению квалификации, переподготовке и обучению сейчас проводит 391 учреждение образования. Каждый курс выстроен так, чтобы максимально удовлетворить запросы любого пользователя. Конкретно наш вуз использует практику создания обучающих курсов по запросу от каждой отдельной организации. Также у нас обучаются частные лица, работают социальные обучающие программы. Большой популярностью, к примеру, пользуется курс по повышению цифровой грамотности у лиц третьего возраста, а также дистанционные формы обучения для людей с ограниченными возможностями», – поделился информацией ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Богуш.

По его словам, в университете также развивается тема, связанная с профориентацией школьников. В частности, на базе академии информатики организованы краткосрочные образовательные курсы по робототехнике и информационным технологиям. Также готовится программа по кибербезопасности, которая уже с раннего возраста позволит сформировать у детей необходимые в жизни компетенции.

«В ближайшее время у нас начнет работать экспериментальный курс по профессиональной подготовке в дистанционном режиме. А также подобный курс для высшей ступени образования, который охватит всю его линейку: первую ступень, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, – отметил ректор БГУИР. – Обучение в аспирантуре, кстати, теперь ведется сразу на трех языках: русском, белорусском и английском. Так что диссертации могут готовить и защищать даже иностранные граждане».

Говоря о дистанционном образовании, Вадим Богуш подтвердил, что такая форма обучения с каждым годом пользуется все большей популярностью, в том числе и у наших соотечественников.

«Это легко объяснимо. Ведь такой формат обучения отвязывает и студента, и преподавателя от конкретной аудитории. Единственное, что необходимо иметь студенту – это четкая мотивация», – подытожил ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Виктория ЯКИМОВА

Фото Виталия ГИЛЯ