Наверх

Отечественная продукция должна быть в приоритете на прилавках магазинов

12 октября 2022

Об этом заявил председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда во время рабочей поездки по самым южным регионам страны – Брестской и Гомельской областям.

Последнее время вопросы ценообразования находятся в центре внимания всех белорусов. Ведь от того, сколько стоят продукты на полках в магазине, зависит в том числе и наше благосостояние.

Председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда убежден, что избежать роста цен на фрукты и овощи помогут долгосрочные контракты между торговыми сетями и производителями. Вопрос этот наболевший, ведь причина роста цен банальна – белорусской продукции в магазинах не хватает, ее место занимает импортная, которая в разы дороже. И это с учетом того, что традиционных для белорусов овощей в стране выращивается с избытком, а стабилизационные фонды заполнены, отмечает глава ФПБ.

Профсоюзы видят проблему в том, что поставщики товаров не обязаны забирать продукцию с этих овощехранилищ и реализовывать ее через свою торговую сеть.

– Те правила, которые формируются на рынке, должны быть общими для всех. Они должны быть прозрачными и понятны всем. И тогда все будет в порядке, – уверен Михаил Орда. – Какие-то вопросы регулирует рынок, но он не должен быть диким и не пребывать в хаосе.

Эту тему лидер национального профцентра обсудил в ходе рабочей поездки в Столинский район, где встретился с сельхозпроизводителями. В ходе встречи были затронуты вопросы ценообразования и сбыта, ведь именно они больше всего волнуют тех людей, которые непосредственно занимаются выращиваем овощной продукции. Фермеры практически в унисон говорили о своих проблемах со сбытом выращенной продукции и невысоких закупочных расценках.

– Вопросы должны быть отрегулированы между торговлей и производителями. Нужно вводить и отрабатывать практику, чтобы не было сбоев. Договоры должны быть не намерением о сотрудничестве, в них нужно четко прописать по месяцам, сколько продукции забирает торговая сеть. Тогда у фермеров будет уверенность в завтрашнем дне, сельхозпроизводитель будет выращивать продукцию без издержек и убытков. Все будет спланировано в этом вопросе, а потребители чаще будут видеть продукцию наших сельхозпроизводителей в магазинах по приемлемой цене, – выразил свою позицию лидер ФПБ.

Михаил Орда подчеркнул, что в приоритете должны быть белорусские овощи и фрукты наряду с другими отечественными товарами. Их место на первой полке в торговой сети.

То, что бизнес на земле может быть прибыльным делом, доказывают фермеры в Гомельской области. Например, фермерское хозяйство Михаила Шруба – одно из крупнейших не только в этом регионе, но и во всей стране – свыше 4,5 тысяч гектаров земли. Здесь также выращивают все традиционные для белорусов овощи: картофель, капуста, морковь, свекла и т.д. Цены на прилавках в магазине на них в последнее время существенно подросли. Руководитель предприятия считает, что дело не в производителях:

– Если мы поставляем картошку по 70 копеек примерно, почему у них она по 1,5 рубля. Это надо спросить у торговых сетей. Торговля у нас, к сожалению, больше монополизирована, чем производство. Производителей картофеля у нас сотни, тысячи, и вот мы не редко видим, что сети доминируют, пользуются своим монопольным правом устанавливать цены. Надо поддерживать производителей, которые действительно готовы работать, – выразил свою позицию фермер.

Белорусские сельхозпроизводители выращивают больше продукции, чем необходимо для внутреннего потребления, но мы порой не видим ее на прилавках, а привозная начинает расти в цене. Тогда возникает вопрос: почему мы завозим в ущерб нашим сельхозпроизводителям? Ведь наша продукция ни чуть не уступает в качестве.

– Этого не должно быть! Поэтому все торговые сети должны участвовать в прогнозировании. Если не в заготовке, то в определении с договорами, сколько продукции торговые сети должны забрать у сельхозпроизводителя и положить на прилавок. Люди должны без скачкообразных цен делать покупки и иметь возможность планировать свои расходы. В ходе профсоюзных мониторингов были случаи, когда фиксировали рост цены капусты около 200%. Это спекулятивный момент. Сегодня овощи входят в ежедневный рацион белорусов. Работа по принципу «все равно купят» – это уже вымывание денег из кошелька людей. Вот почему необходимо эти вопросы контролировать, – резюмировал Михаил Орда.

Еще один пример того, как правильно вложенные инвестиции могут приносить положительный результат, — ОАО «Туровский молочный комбинат» в Житковичском районе Гомельской области. Это один из крупнейших молочных производителей и экспортеров Беларуси. Предприятие работает по самым современным стандартам на итальянском оборудовании, а вот сырье – от местных производителей.

Как подчеркнул Михаил Орда, Туровский молочный комбинат – это хороший пример, как сегодня другие регионы могут развивать свой потенциал. У нас есть то, что мы не завозим из-за пределов страны, а производим сами и по качеству не хуже импортного.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 мая 2024 17 мая 2024 16 мая 2024 15 мая 2024
Все новости