Наверх

Престижная работа: как МАЗ готовит для себя кадры из студентов автотракторного факультета БНТУ

05 июля 2022

В феврале 2022 года на Минском автомобильном заводе открыли совместный учебно-практический центр МАЗ-БНТУ, где студентов посвящают в будущую профессию. Побывали на этой образовательной площадке и узнали, как организован учебный процесс с привязкой к производству молодых кадров и нового поколения автозаводчан.

На экскурсию отправляемся вместе с председателем цехового комитета профсоюза управления главного конструктора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Андреем Калининым.  Специалист сразу вводит в курс дела и отмечает, что открытие центра позволило расширить сотрудничество промышленного гиганта и Белорусского национального технического университета, который готовит потенциальные кадры для отечественного машиностроения.

С 1975 года Минский автомобильный завод сотрудничает с БНТУ, тогда это был Белорусский политехнический институт. И хоть филиал кафедры «Автомобили» за эти десятилетия менял свое название, но сотрудничество продолжалось в тесном контакте с инженерно-конструкторскими службами Минского автомобильного завода.

С 29 июня в учебный центр пришли на практику 3 группы студентов БНТУ, летом ожидают еще 4 группы.

– В этом году здесь проходят обучение и практику, курсовое и дипломное проектирование студенты только автотракторного факультета БНТУ. Причем на практику приходят как очники, так и заочники. С нового 2022/2023 учебного года планируем расширить сотрудничество с университетом и организовать обучение для машиностроительного факультета. Вопрос пока находится в стадии проработки, однако планируем в 2-3 раза увеличить количество учащихся студентов, – поделился планами Андрей Калинин.

Сегодня МАЗ создает сложные автоматизированные системы управления, модернизирует производства для выпуска автотехники высоких экологических стандартов до уровня Евро-6, разрабатывает газовую автотехнику и электромобили. Это требует высоких компетенций привлекаемого персонала.

 

Структура и оснащение учебно-практического центра позволят обеспечить подготовку специалистов, владеющих новейшим оборудованием и технологическими процессами. Современная учебная база (а в распоряжении студентов – интерактивный компьютерный класс, два диапроектора, телевизор, аудитория для теоретического обучения, лабораторная зона) и привлечение к образовательному процессу опытных специалистов МАЗ позволяет будущим инженерам белорусского автопрома погрузиться в реалии конструирования грузовых автомобилей, автобусов, сложных мехатронных систем. 

Главное преимущество центра в его расположении в непосредственной близости к экспериментальному цеху и испытательному центру, следовательно, студенты могут сразу же увидеть в деле экспериментальные детали и агрегаты автомобиля.

– Руководители дипломов и консультанты по курсовым – работники МАЗ, т. е. студенты получают в учебном центре сразу практические навыки, а их адаптация в профессии проходит быстрее. Темы дипломных проектов уже связаны с Минским автомобильным заводом, узлами и агрегатами, используемыми при производстве автомобилей, – уточняет председатель цехового комитета профсоюза УГК.

В совместном учебном центре МАЗ-БНТУ будущие инженеры изучают узкоспециальные дисциплины: особенности проектирования автомобилей с упором на МАЗ, испытание автомобилей, трехмерное моделирование узлов и агрегатов, расчёты, технологию автомобилестроения. Недавно к ним добавились еще автомобильная электроника и микропроцессорная техника, проектирование ходовых систем и кузовов.

– Обучение строится следующим образом. На 4-м курсе группа студентов делится пополам, ребята с более высокими баллами 2 дня в неделю учатся только на МАЗе. Это позволяет будущим инженерам изучить новые перспективные решения в конструировании техники, а Минскому автозаводу подготовить молодые кадры под себя. Тогда выпускники БНТУ придут на производство, имея опыт работы с программными продуктами, зная особенности проектирования узлов, которые применяются на МАЗ, – делится Андрей Калинин.

В целом практика занимает около месяца, но студенты регулярно бывают на заводе, начиная с 4-го курса и практически до защиты дипломного проекта.

– В ходе преддипломной практики ребятам предлагают поработать над реальными проектами. Условно говоря, есть какая-то проблема и ее надо решить. К примеру, надо повысить надежность проблемного узла или предложить вариант нового конструкторского решения. При этом студента не оставляют один на один с конкретной задачей. Ведущие специалисты МАЗ помогают студентам в реализации курсовых и дипломных проектов, наблюдают, насколько творчески студент подходит к выполнению задания, – подключается к разговору заместитель главного конструктора Николай Лакотко.

Во время учебы студенты разбираются в тонкостях будущей профессии. Могут непосредственно увидеть, как работают конструкторы, функционируют различные функции завода и принять для себя решение: в каком структурном подразделении продолжить свой творческий путь. Таким образом, выбор будущего получается осознанным.

По словам заместителя главного конструктора Николая Лакотко, в конструкторском бюро МАЗ работают высококвалифицированные специалисты. 

– Если в Европе работают по принципу узкоспециализированных специалистов, то в Беларуси другой механизм обучения. У нас каждый работник универсал! Если он ведет, к примеру, топливную систему дизельного двигателя, то параллельно разбирается и в газовой системе. Спектр работы наших специалистов достаточно велик – от разработки новой конструкции и участия в испытаниях до проведения авторского надзора за сборкой на главном сборочном конвейере. У нас меньше специалистов делают больший объем работы, – отмечает Николай Лакотко.

Система подготовки кадров в вузах Беларуси и последующая деятельность на производстве построены так, что специалисты могут сочетать в работе разные направления. Однако в вузе даются базовые теоретические знания, которые необходимо использовать и кореллировать с учетом применяемой на предприятии технологии. Поэтому идея об открытии совместного учебно-практического центра МАЗ-БНТУ возникла исходя из того, чтобы не было пропасти между заводом и студентами.

– Мы работаем на передовой технического прогресса и в курсе всех изменений, которые происходят и планируются в ближайшей и среднесрочной перспективе в автомобилестроении. Это каксается как европейских, так и специальных национальных требований различных стран, в которые планируется поставка нашей автотехники. Эти знания и ценный профессиональный опыт мы передаем студентам, чтобы будущие специалисты пришли работать на завод уже адаптированными и им не пришлось еще 1-2 года вникать в суть профессии, – поделился Николай Лакотко.

По его словам, эта тенденция характерна для всех мировых производителей: любой серьезный завод всегда сотрудничает с различными институтами, которые не только обучают студентов и отбирают лучших, но и решают задачи по повышению технического уровня и конкурентноспособности выпускаемой техники.

– Хорошее подспорье заранее преложить работу будущим специалистам исходя из их способоностей, умений и пожеланий. Еще один плюс в таком формате обучения – адаптация к рабочему коллективу уже произошла, работу молодой специалист уже видел и освоился, – подытожил заместитель главного конструктора МАЗ.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 мая 2024 23 мая 2024 22 мая 2024 21 мая 2024
Все новости