Наверх

Престижная работа: как МАЗ готовит для себя кадры из студентов автотракторного факультета БНТУ

05 июля 2022

В феврале 2022 года на Минском автомобильном заводе открыли совместный учебно-практический центр МАЗ-БНТУ, где студентов посвящают в будущую профессию. Побывали на этой образовательной площадке и узнали, как организован учебный процесс с привязкой к производству молодых кадров и нового поколения автозаводчан.

На экскурсию отправляемся вместе с председателем цехового комитета профсоюза управления главного конструктора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Андреем Калининым.  Специалист сразу вводит в курс дела и отмечает, что открытие центра позволило расширить сотрудничество промышленного гиганта и Белорусского национального технического университета, который готовит потенциальные кадры для отечественного машиностроения.

С 1975 года Минский автомобильный завод сотрудничает с БНТУ, тогда это был Белорусский политехнический институт. И хоть филиал кафедры «Автомобили» за эти десятилетия менял свое название, но сотрудничество продолжалось в тесном контакте с инженерно-конструкторскими службами Минского автомобильного завода.

С 29 июня в учебный центр пришли на практику 3 группы студентов БНТУ, летом ожидают еще 4 группы.

– В этом году здесь проходят обучение и практику, курсовое и дипломное проектирование студенты только автотракторного факультета БНТУ. Причем на практику приходят как очники, так и заочники. С нового 2022/2023 учебного года планируем расширить сотрудничество с университетом и организовать обучение для машиностроительного факультета. Вопрос пока находится в стадии проработки, однако планируем в 2-3 раза увеличить количество учащихся студентов, – поделился планами Андрей Калинин.

Сегодня МАЗ создает сложные автоматизированные системы управления, модернизирует производства для выпуска автотехники высоких экологических стандартов до уровня Евро-6, разрабатывает газовую автотехнику и электромобили. Это требует высоких компетенций привлекаемого персонала.

 

Структура и оснащение учебно-практического центра позволят обеспечить подготовку специалистов, владеющих новейшим оборудованием и технологическими процессами. Современная учебная база (а в распоряжении студентов – интерактивный компьютерный класс, два диапроектора, телевизор, аудитория для теоретического обучения, лабораторная зона) и привлечение к образовательному процессу опытных специалистов МАЗ позволяет будущим инженерам белорусского автопрома погрузиться в реалии конструирования грузовых автомобилей, автобусов, сложных мехатронных систем. 

Главное преимущество центра в его расположении в непосредственной близости к экспериментальному цеху и испытательному центру, следовательно, студенты могут сразу же увидеть в деле экспериментальные детали и агрегаты автомобиля.

– Руководители дипломов и консультанты по курсовым – работники МАЗ, т. е. студенты получают в учебном центре сразу практические навыки, а их адаптация в профессии проходит быстрее. Темы дипломных проектов уже связаны с Минским автомобильным заводом, узлами и агрегатами, используемыми при производстве автомобилей, – уточняет председатель цехового комитета профсоюза УГК.

В совместном учебном центре МАЗ-БНТУ будущие инженеры изучают узкоспециальные дисциплины: особенности проектирования автомобилей с упором на МАЗ, испытание автомобилей, трехмерное моделирование узлов и агрегатов, расчёты, технологию автомобилестроения. Недавно к ним добавились еще автомобильная электроника и микропроцессорная техника, проектирование ходовых систем и кузовов.

– Обучение строится следующим образом. На 4-м курсе группа студентов делится пополам, ребята с более высокими баллами 2 дня в неделю учатся только на МАЗе. Это позволяет будущим инженерам изучить новые перспективные решения в конструировании техники, а Минскому автозаводу подготовить молодые кадры под себя. Тогда выпускники БНТУ придут на производство, имея опыт работы с программными продуктами, зная особенности проектирования узлов, которые применяются на МАЗ, – делится Андрей Калинин.

В целом практика занимает около месяца, но студенты регулярно бывают на заводе, начиная с 4-го курса и практически до защиты дипломного проекта.

– В ходе преддипломной практики ребятам предлагают поработать над реальными проектами. Условно говоря, есть какая-то проблема и ее надо решить. К примеру, надо повысить надежность проблемного узла или предложить вариант нового конструкторского решения. При этом студента не оставляют один на один с конкретной задачей. Ведущие специалисты МАЗ помогают студентам в реализации курсовых и дипломных проектов, наблюдают, насколько творчески студент подходит к выполнению задания, – подключается к разговору заместитель главного конструктора Николай Лакотко.

Во время учебы студенты разбираются в тонкостях будущей профессии. Могут непосредственно увидеть, как работают конструкторы, функционируют различные функции завода и принять для себя решение: в каком структурном подразделении продолжить свой творческий путь. Таким образом, выбор будущего получается осознанным.

По словам заместителя главного конструктора Николая Лакотко, в конструкторском бюро МАЗ работают высококвалифицированные специалисты. 

– Если в Европе работают по принципу узкоспециализированных специалистов, то в Беларуси другой механизм обучения. У нас каждый работник универсал! Если он ведет, к примеру, топливную систему дизельного двигателя, то параллельно разбирается и в газовой системе. Спектр работы наших специалистов достаточно велик – от разработки новой конструкции и участия в испытаниях до проведения авторского надзора за сборкой на главном сборочном конвейере. У нас меньше специалистов делают больший объем работы, – отмечает Николай Лакотко.

Система подготовки кадров в вузах Беларуси и последующая деятельность на производстве построены так, что специалисты могут сочетать в работе разные направления. Однако в вузе даются базовые теоретические знания, которые необходимо использовать и кореллировать с учетом применяемой на предприятии технологии. Поэтому идея об открытии совместного учебно-практического центра МАЗ-БНТУ возникла исходя из того, чтобы не было пропасти между заводом и студентами.

– Мы работаем на передовой технического прогресса и в курсе всех изменений, которые происходят и планируются в ближайшей и среднесрочной перспективе в автомобилестроении. Это каксается как европейских, так и специальных национальных требований различных стран, в которые планируется поставка нашей автотехники. Эти знания и ценный профессиональный опыт мы передаем студентам, чтобы будущие специалисты пришли работать на завод уже адаптированными и им не пришлось еще 1-2 года вникать в суть профессии, – поделился Николай Лакотко.

По его словам, эта тенденция характерна для всех мировых производителей: любой серьезный завод всегда сотрудничает с различными институтами, которые не только обучают студентов и отбирают лучших, но и решают задачи по повышению технического уровня и конкурентноспособности выпускаемой техники.

– Хорошее подспорье заранее преложить работу будущим специалистам исходя из их способоностей, умений и пожеланий. Еще один плюс в таком формате обучения – адаптация к рабочему коллективу уже произошла, работу молодой специалист уже видел и освоился, – подытожил заместитель главного конструктора МАЗ.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости