Общество и профсоюзы

Проблемы педагогов-«дошкольников»: некоторые решены, но вопросов остается немало

Брестский обком профсоюза работников образования и науки с 2012 года добивается существенных изменений в условиях и оплате труда педагогов дошкольных учреждений. Все потому, что они оказались ущемленными в своих правах с принятием постановления Министерства образования о порядке проведения аттестации: те, кто не имеет профильного образования, лишены возможности повышать свою квалификационную категорию. Этот документ содержал и ряд иных проблемных моментов, о которых уже писал портал 1prof.by. После обращения ветеранов и действующих педагогов Брестчины в Минобразования некоторые изменения были внесены, но все еще есть положения, препятствующие качественной работе педагогов-«дошкольников». Их накануне нового учебного года обсуждали участники «круглого стола», который прошел по инициативе Брестского областного комитета профсоюза работников образования и науки.

Наталья ШАМОВИЧ, главный специалист управления образования Брестского облисполкома:

 — В системе дошкольного образования Брестчины работают 7962 педагогических работника, из них 5223 —воспитатели, 1187 из которых не имеют профильного образования (при этом наш регион в числе лучших в стране по обеспеченности квалифицированными кадрами). Из названной тысячи с небольшим 203 человека уже выразили готовность пройти переобучение, еще 72 работника детских садов готовы рассмотреть получение специальности по профилю в новом учебном году, 30 продолжают учиться. И все же позиция Министерства образования и областного управления образования такова: в отрасли должны работать педагоги с профильным образованием. В детском саду не должно быть случайных людей. Когда-то поступающие на факультет дошкольного воспитания проходили собеседование, вузовские преподаватели ставили во главу угла мотивацию – почему выпускник школы идет учиться именно на эту специальность? И результат был. Скажем, из моего выпуска только трое не работают по специальности. А сейчас картина совершенно иная: хорошо, если трое выпускников, получивших профессию воспитателя, работают в детских садах. К нам идут не потому, что хотят, а потому, что больше нигде не могут устроиться.

Галина ЯНГОЛЕНКО, заведующая яслями-садом № 69 Бреста:

 — В нашей работе одинаково важны три фактора: образование, опыт и желание. Если воспитатель схалтурит, то нелегко придется учителю начальных классов. Потому и хотим видеть в своих рядах не просто педагогов – учителей русского языка, химии или географии, а тех, кто имеет профильное «дошкольное» образование. Такой специалист знает детскую психологию, методику преподавания, ему можно смело доверить ребенка. Однако уровень оплаты труда в дошкольных учреждениях низок. Как следствие, у нас не задерживаются молодые специалисты. Ведь они уже поняли: ответственность огромная, работы много, а зарплата такая, что едва получается сводить концы с концами. И если еще молодой специалист «набирает» энную сумму благодаря разного рода надбавкам, предусмотренным государством и прописанным в областном и отраслевом соглашениях и коллективных договорах, то потом заработная плата существенно снижается и практически уравнивается с зарплатой помощника воспитателя, приближаясь к размеру минимальной заработной платы. Тут на помощь должна прийти переподготовка.

Виктор ХАРИТОНОВИЧ, председатель Брестского обкома профсоюза работников образования и науки:

 — Повышение квалификационной категории выливается в настоящую проблему. История эта началась еще в 2012 году, и с тех пор обком отраслевого профсоюза и управление образования облисполкома пытаются с ней справиться. Мы неоднократно обращались в Министерство образования с письмами, в которых излагали свое видение ее решения. Педагоги и ветераны педагогического труда Брестчины тоже направляли свои предложения по внесению изменений. По многим параметрам к нам прислушались, однако некоторые задачи не разрешены до сих пор. Так, в ответе министерства отмечено, что наниматель вправе принять на работу человека, образование которого не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками, но работник при этом не имеет возможности претендовать на присвоение квалификационной категории. То есть действующая Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования не дает права воспитателям детских садов, имеющим непрофильное образование, получить или повысить категорию. По информации Министерства образования, значительное число выпускников белорусских университетов направляются на работу в дошкольные учреждения не по специальности. Для решения этой проблемы необходимо предоставить возможность прохождения воспитателями переподготовки на бюджетной основе, а вторую квалификационную категорию воспитателям присваивать независимо от профиля.

Ольга ПОЛХОВСКАЯ, заведующая детским садом № 72 Бреста:

 — С учетом этой точки зрения необходимо задуматься о своевременной переподготовке воспитателей, не имеющих специального образования. Решение этой проблемы обеспечит качество дошкольного образования. Работа педагога требует любви к детям. Те, кто рассматривает ее как временную, уходят, и им категория не нужна, а вот творческим воспитателям нужно предоставить возможность получать категорию на бюджетной основе.

Светлана РАЗОВСКАЯ, заведующая детским садом № 82 Бреста:

 — В нашем детском саду половина сотрудников не имеет профильного образования, и стремление получить его есть далеко не у каждого, так как переобучаться приходится на платной основе. Размер заработной платы не позволяет это делать, потому поддерживаю коллегу: переобучение должно вестись на бюджетной основе, иначе мы растеряем необходимые кадры. И еще один важный момент: учеба в магистратуре не дает права на присвоение квалификационной категории. Это совершенно неверный подход, и его нужно менять. У нас в саду тоже работает магистрант, не имеющий права на присвоение категории, а значит, что повышения зарплаты ему не дождаться.

Виктория ПАНАСЮК, воспитатель детского сада № 69 Бреста:

 — Я как раз из тех, кто не имеет профильного образования «дошкольника», хотя и педагог по образованию. Отработала 2 года и намеревалась уйти, хоть детей люблю и работа в саду пришлась по душе, но заработная плата низкая – менее 300 рублей. Заведующая уговорила остаться, да и коллектив у нас очень хороший. А для того чтобы повысить зарплату, мне нужно получить специальное образование. Оплата в год составляет 900 рублей. Вроде и немного, но для меня это ощутимая сумма. Конечно, с радостью пойду учиться, если будет предоставлена возможность делать это на бюджетной основе.

Ирина ЖИГАРЬ, заведующая детским садом № 80 Бреста, член Республиканского совета заведующих учреждениями дошкольного образования:

 — Качество дошкольного образования из года в год повышается, поэтому системе необходимы профессионалы. Но в связи с отсутствием специалистов-«дошкольников» к нам все равно будут идти представители других профессий. Надо заметить, что для них проводятся обучающие семинары, работают городские и районные методические объединения. Профессия наша творческая, а творчество всегда рождается на основе знаний.

Итого

По итогам работы «круглого стола» в Министерство образования в очередной раз было направлено письмо с конкретными предложениями по повышению заинтересованности и качества работы воспитателей. Они предполагают возможность переобучения неспециалистов на бюджетной основе и повышение квалификационной категории магистрантами.

 — А что касается оплаты труда воспитателей и их помощников, то должно быть стыдно, что приходится доплачивать до уровня минимальной заработной платы тем, кто воспитывает будущее нашей страны, — отметил председатель Брестского обкома профсоюза работников образования и науки Виктор Харитонович.

Галина СТРОЦКАЯ