Общество и профсоюзы

Профессии будущего: чему учат будущих мехатроников и робототехников на Могилевщине?

Пару лет назад в Белорусско-российском университете начали готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут работать в наукоемких сферах экономики.

– Времена стремительно меняются, и считается, что сейчас мир производства стоит на пороге четвертой промышленной революции, – констатировал заведующий кафедрой «Технология машиностроения» БРУ Владимир Шеменков. – Согласно отчету, составленному исследователями McKinsey Global Institute, к 2030 году до 800 млн рабочих мест могут быть автоматизированы. Если в условиях технологического прогресса остаться приверженцами традиционных практик организации производства, то может наступить финансовый крах и в государственных промышленных предприятиях, и в частном бизнесе. Потому мы стараемся не отставать, а идти в ногу со временем, по возможности работая на опережение.

– Кто же такие эти мехатроники и робототехники? Когда слышишь названия этих профессий, невольно вспоминается фильм «Приключения Электроника», где профессор Громов создал мальчика-робота с искусственным интеллектом. Вы готовите таких же сверхспособных ребят? Или это ваши незаурядные студенты будут делать подобные изобретения?  

– Возможно. Если будут востребованы такие люди-роботы, наши молодые гении будут делать нечто подобное. Сегодня наши мехатроники и робототехники – это инженер, программист и кибернетик в одном лице. Они получают фундаментальную подготовку по инженерной и компьютерной графике, микропроцессорной технике, теории математического управления и электронным устройствам, а также специальные знания в той сфере, где применяются промышленные роботы. Познания, как видите, специфические. Молодые люди должны быть «глубокими» технарями. Но и труд по разработке и обслуживанию роботов, роботизированных систем, станков с ЧПУ и аналогичных устройств один из высокооплачиваемых в мире.

Будущий мехатроник Павел Подобед.

По словам завкафедрой, в вузе для подготовки специалистов есть все необходимое: закуплены мехатронные станции и мобильные роботы. На кафедре оборудовали 19 лабораторий. Из них 9 – высокотехнологичных. Преподаватели, прежде чем была открыта подготовка студентов по этой специальности, повышали свою квалификацию в зарубежных вузах.

– Но самое главное – к нам пришли учиться молодые ребята с горящими глазами и желанием получить инновационные знания, –признался Владимир Михайлович. – Они мотивированы и с первого курса занимаются своими проектами. Уверен, что в следующем году у нас не возникнет проблем с распределением. К примеру, на ОАО «Могилевлифтмаше» работают два роботизированных комплекса контактной сварки, значительно повысившие производительность и освободившие человека от тяжелой и монотонной работы.

– За их специальностью будущее?

– Посмотрим. Так или иначе весь мир пошел по пути автоматизации, – отметил собеседник. – На Западе работают заводы, где роботы используются на всех этапах производства: от момента выгрузки материалов до получения готовой продукции. Беларусь тоже делает шаги в этом направлении. Но вопрос в том, с какой скоростью. Вспомните 1980-е годы. Советский союз – самая передовая страна в области автоматизации во всем мире. В те годы Министерство промышленности СССР приняло решение не вкладывать деньги в ручную дуговую сварку. Предпочтение – механизированной и автоматической. В области машиностроения – 70% автоматизации. Представьте себе, в Могилеве на «Техноприборе» делали роботов и поставляли на международный рынок. Но случилась перестройка. И мы сильно откатились назад. Сегодня, как это ни парадоксально звучит, в 80% у нас все еще функционирует ручная дуговая сварка…

Потому нынче большую роль играет оснащение наших лабораторий для обучения ребят. К примеру, недавно на машиностроительном факультете открыли лабораторию аддитивных технологий, которая оснащена современным оборудованием, в том числе несколькими 3D-принтерами. Один из них, 3D-принтер Shining 3D EP-M250, приобретен в рамках проекта Союзного государства «Развитие образования и научной деятельности БРУ на базе инновационных технологий». Печатать же можно любым материалом, в том числе и металлом. На этой чудо-технике мы учим ребят работать в реальных условиях: берем образец нужной продукции, создаем цифровую копию, изучаем все физические свойства и печатаем на 3D-принтере.

Очевидно, что сегодня в производстве все больше используются современные технологии и минимизируется участие человека. Сейчас главное как можно быстрее войти в Индустрию 4.0. В приоритете – искусственный интеллект.

Эльвира СТАРОВОЙТОВА

Фото автора