Наверх

Учиться и учить других: студенты ПГУ работают преподавателями на добровольных началах

24 декабря 2019

Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения – место, куда круглый год спешат пенсионеры. Здесь они могут пообщаться, взять интересную книгу, освоить различные виды рукоделия и выучить иностранный язык.

Такую возможность уже 5 лет предоставляют пожилым людям студенты Полоцкого государственного университета. И преподавание на добровольных началах председатель профкома студентов ПГУ Светлана Волочник называет главной фишкой своей первички.

 

У студентов всё по плану

 

Занятия не проводятся спонтанно: здесь выверены график и программа, есть и свой координатор – студентка 2-го курса Анастасия Кравцова. Девушка заняла эту должность в прошлом году, сменив предшественницу-выпускницу. Уже за полтора года Настя зарекомендовала себя и как грамотный педагог, и как отличный организатор.

 

Ася – так называют ее пожилые ученики – и сама преподает по четвергам. В ее группе пока одни женщины.

 

– Обучить взрослых людей иностранному языку на самом деле несложно, – говорит юная преподавательница. – Особенно если у них есть мотивация. А мои студенты этим могут похвастаться. У большинства из них за рубежом живут дети. Как правило, каждое лето пенсионеры едут к ним в гости. И им нужно общаться с социумом, ориентироваться в сфере обслуживания.

 

 

Ася замечает, что желание, пожалуй, самое главное слагаемое успеха. И если оно есть, то все отлично получается даже у возрастных людей. Возможно, им нужно чуть больше времени, чтобы усвоить материал. Например, школьнику для закрепления одной темы достаточно 3 занятий, а пожилому человеку необходимо 4–5.

 

– Но при этом я вижу прогресс. А когда мы двигаемся, не стоим на месте, то повторить необходимые слова несложно и 3, и 4 раза, – поясняет девушка. – Мне кажется, куда важнее принять во внимание, что есть люди с гуманитарным складом ума, есть с математическим. Выучить язык, чтобы жить и разговаривать в другой стране, может каждый. Но гуманитарию это дастся легче. Он выучит, к примеру, 10 слов за 15 минут, а математик – за 30. И возраст здесь не играет решающей роли.

 

Весело и комфортно

 

Группа Аси занимается уже второй год. На занятия приходят около 10 женщин – оптимальное количество, чтобы учиться с комфортом.

 

Каждая получает распечатку с заданием. Сразу выделяется студентка, которая видит в формах слов систему. В прошлом Валентина была преподавательницей французского и немецкого языков. Пришел через и английского: ее дочь живет в Англии. Ася называет Валентину одной из самых старательных студенток. Женщина много занимается дома, внимательно переписывает слова в тетрадь, используя механическую память. Правда, жалуется, что иногда выученные ранее языки не помогают, а мешают усваивать третий.

 

Небольшая языковая разминка, затем группа выполняет самостоятельное задание. Следующий этап – игра. Чтобы повторить названия элементов гардероба, Анастасия предлагает нарисовать на доске человечка. Ученики предлагают по-английски, во что его следует одеть. В итоге получается забавный паренек в шарфе, ушанке и шортах. Все весело смеются.

 

 

– У меня нет специальной программы для занятий со взрослыми людьми, – объясняет Ася. – Но всегда везло на отличных преподавателей иностранного языка. И я позаимствовала все самое лучшее из их методик.

 

Девушка рассказывает, что, когда поступила в ПГУ, вынуждена была учить немецкий язык с нуля. Преподаватели придумывали для студентов игры, диалоги, все время побуждая к общению. В итоге к середине 1-го курса она уже могла рассказать по-немецки о себе и своей семье. А еще через год почувствовала силы свободно выражать на этом языке свои мысли.

 

– Такая форма работает – убедилась на своем опыте. Теперь использую ее на своих занятиях, – говорит Ася.

 

О том, что угадала с подходом, поняла после летних каникул. Ее взрослые ученицы вернулись из заграничных поездок. К примеру, Любовь, вернувшись из США, рассказала, что приглядывала за американскими внуками и выходила с ними гулять на детскую площадку. Там она не только понимала, о чем говорят англоязычные мамочки, но и полноценно могла общаться с ними.

 

Мотивация есть

 

Видеть результаты своего труда – очень важно для того, чтобы его продолжить. Но занятия в территориальном центре отнимают немало времени: к ним нужно готовиться, придумывать программу и план уроков, делать распечатки. Какую нужно найти мотивацию, чтобы не отказаться от преподавания в пользу собственного развития и отдыха? Ася Кравцова считает, что главное – начать. А дальше работа затягивает и мыслей отказаться от нее не возникает.

 

– Меня привела сюда девушка, которая курировала это волонтерское направление, – говорит Ася. – Она горела этой работой и заразила меня. А еще мне понравилась идея получить опыт работы, ведь нас вскоре ждет распределение. Но немного поработав, я поняла, что мне нравится отдавать свои знания и видеть, что они востребованы. Пожалуй, хотела бы в будущем заниматься репетиторством со взрослыми людьми. Хотя не исключаю, что во время школьной практики не меньше полюблю и школьников.

 

Занявшись координированием преподавателей-волонтеров, Ася заметила: не каждый год получается быстро и легко набрать желающих учить других. Но те ребята, которые однажды пришли сюда, делают свое дело на совесть.

 

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости