Выплаты по колдоговорам выросли почти на 73%. БелПрофТранс подвел итоги за пятилетку
Результаты по основным направлениям деятельности обсудили на IV съезде Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций. В центре внимания – тенденции развития отрасли, занятость, зарплата, условия и охрана труда, правовая помощь работникам.
Как подчеркнул председатель ФПБ Юрий Сенько, прошедший пятилетний период для транспортной отрасли был непростым. Предприятия и организации непосредственно столкнулись с трудностями, обусловленными пандемией и санкционным давлением. Вместе с тем, результаты работы по преодолению этих вызовов в очередной раз подтвердили социальную направленность нашего государства и эффективную систему социального партнерства.
– Как в частных ситуациях, так и на уровне отрасли решения, которые касались занятости, заработной платы, принимались с участием профсоюза и с учетом интересов людей, – заявил Юрий Сенько. – Во всех случаях социальные партнеры оперативно и конструктивно реагировали на предложения профсоюзов по дополнительной защите работников в это непростое время.
Лидер национального профцентра привел один из примеров: в период пандемии удалось своевременно решить вопрос с начислением пенсии бортпроводникам. И в целом, несмотря на все сложности, – увеличить выплаты по колдоговорам.
Председатель ФПБ отметил, что время диктует новые вызовы. В частности, один из основных вопросов, который сегодня стоит не только перед транспортной отраслью, – кадровый.
– Важнейшая задача профсоюзов – определение и совместное с социальными партнерами решение проблем в части заработной платы, условий и режима труда, которые непосредственно влияют на ситуацию с кадрами как на отдельных предприятиях, так и в целом по стране, – озвучил видение ситуации председатель Федерации профсоюзов Юрий Сенько.
Он также подчеркнул: работать в этом направлении нужно через совершенствование коллективных договоров. Опыт ряда предприятий показывает, что предметное наполнение «местных конституций» помогает привлекать молодежь и способствует закреплению кадров.
– Этому вопросу ФПБ уделила особое внимание и при разработке проекта нового Генерального соглашения на 2025-2027 годы, – уточнил Юрий Сенько.
Лидер национального профцентра выразил убеждение, что принятая на съезде программа деятельности на следующую профсоюзную пятилетку позволит достичь намеченных целей.
Точки роста
Председатель БелПрофТранса Владимир Федорович, выступая перед делегатами съезда, конкретизировал, что в отчетном периоде из-за ухудшения финансово-экономического положения, обусловленного санкционным давлением и введением ограничений, в 20 организациях приостанавливались нормы коллективных договоров. В настоящее же время ситуация стабилизировалась. Более того, гарантии, прописанные в «местных конституциях» стали намного весомей.
– За отчетный период сумма дополнительных выплат и компенсаций, предусмотренных коллективными договорами, увеличилась на 73 % и за прошлый год в среднем составила 1296 рублей на одного работника, – отметил Владимир Федорович.
Он уточнил: сегодня в отрасли заключено 337 коллективных договоров, в том числе 150 – впервые. Действие «местных конституций» распространяется почти на 200 тыс. работников.
Правовая поддержка
Особое внимание председатель отраслевого профсоюза уделил защите трудовых и социально-экономических прав работников.
За отчетный период правовая инспекция проверила более 1 тыс. организаций, в том числе 130 – частной формы собственности.
– Основной задачей правовых инспекторов было донести до специалистов кадровых служб и руководителей правильность применения норм законодательства о труде, – уточнил Владимир Федорович.
Он также отметил, что чаще нарушения допускают частники. Как правило, в отделе кадров у них работают непрофильные специалисты – отсюда и качество оформления документов.
Оказана помощь свыше 170 тыс. членам профсоюза, обратившихся в письменной форме. Составлено 144 процессуальных документа.
– Основной принцип работы в данном направлении – урегулирование вопросов в досудебном порядке, – подчеркнул Владимир Федорович.
Он отметил, что такие примеры в практике есть. Привел один из них, когда удалось восстановить на работе уволенного сотрудника железнодорожной организации и добиться выплаты ему среднего заработка за время вынужденного прогула.
Председатель отраслевого профсоюза озвучил четкую позицию: вопросы, возникающие у работников организаций должны, в первую очередь, рассматриваться в самих организациях.
Безопасный труд
– В отрасли многое делается для создания здоровых и безопасных условий на каждом рабочем месте при активном участии профсоюза, – подчеркнул Владимир Федорович.
Благодаря общественному контролю соблюдения техники безопасности удается снизить потенциальные риски. Так, за отчетный период технические инспекторы труда БелПрофТранса провели более 4,4 тыс. проверок и мониторингов. Выявили свыше 27,5 тыс. нарушений.
Профсоюз готов подставить нанимателю плечо в деле внедрения в организациях передового опыта по охране труда. Владимир Федорович, в частности, отметил ежегодные совместные с отраслевым министерством семинары. Анонсировал проведение в Минске летом 2025 года международного семинара с участием представителей России, Китая, Турции, Казахстана и Азербайджана.
Внимание – закреплению молодежи
Не менее важный вопрос, по мнению председателя отраслевого профсоюза, – работа с молодежью. В отчетном периоде она получила новый импульс.
– Помочь молодому специалисту адаптироваться и закрепиться на предприятии – необходимость. Этому способствуют гарантии, закрепленные коллективными договорами, развитие института наставничества, вовлечение молодых людей в активную общественную жизнь, поддержка творческих инициатив. И в этом направлении работа должна быть продолжена, – призвал Владимир Федорович.
Делегаты съезда также обсудили вопросы оздоровления и санаторно-курортного лечения, актуальные векторы информационной политики.
Работа отраслевого профсоюза за отчетный период получила единогласное одобрение. Председателем БелПрофТранса на новый срок избран Владимир Федорович, его заместителем – Наталья Русакович.
Владимир Федорович, председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций
Родился в 1974 году.
Окончил Белорусский государственный аграрный технический университет, Академию управления при Президенте Республики Беларусь, магистратуру Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Имеет степень магистра.
Профессиональную деятельность начал в 1995 году в органах внутренних дел. Затем трудился в «Белгосстрахе»: прошел путь от инспектора до начальника сектора. Работал директором Логойского комхоза Минского областного управления жилищно-коммунального хозяйства. Возглавлял автомобильный парк № 12 ОАО «Миноблавтотранс». Был заместителем председателя Логойского райисполкома. На протяжении 5 лет работал генеральным директором ОАО «Миноблавтотранс».
С 2023 года в Белорусском профсоюзе работников транспорта и коммуникаций. Был советником, заместителем председателя, с февраля 2024 года – председатель.
Наталья Русакович, заместитель председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций
Родилась в 1974 году.
Окончила Белорусский университет культуры, Республиканский институт высшей школы Белорусского государственного университета.
Трудовую деятельность начала в 1996 году режиссером в детско-юношеском центре «Ранак». Затем работала в администрации Московского района г. Минска главным специалистом отдела идеологической работы, культуры и связей с общественностью. Была заместителем начальника
отдела организационно-кадровой работы ОАО «Миноблавтотранс».
С 2014 по 2020 годы – председатель объединенной профсоюзной организации
ОАО «Миноблавтотранс», Минской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.
С февраля 2020 года – заместитель председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.
Мнения:
Наталья КОВАЛЕВА
Фото Ирины ДОЛМАТ