Наверх

Зарплата для «дошкольников»: «непрофильные» воспитатели по-прежнему ущемлены в правах

05 июля 2017

Министерство образования пообещало в ближайшие два месяца разобраться с аттестационными коллизиями, которые  мешают педагогам дошкольных учреждений. Об этом замминистра образования Сергей Рудый заявил во время VI пленума Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки. Вместе с тем чиновник предупредил: устроит ли решение всех, неизвестно, но министерство изучает вопрос очень тщательно.

Справочник преткновения

Портал 1prof.by уже писал о том, что в Беларуси усовершенствован порядок аттестации для педагогических работников. Учителя с радостью восприняли и отмену обязательного подтверждения квалификации раз в 5 лет, и новые условия сдачи «экзамена». Однако этих перемен оказалось недостаточно. Например, педагоги дошкольных учреждений (в частности, воспитатели, не имеющие соответствующей специализации) по-прежнему ущемлены в правах.

Суть вопроса в том, что квалификация «непрофильных» дошкольников не соответствует отдельным требованиям Единого тарифного квалификационного справочника (ЕКТС). На практике это означает следующее: воспитатели не могут повысить квалификационную категорию, теряя перспективы профессионального роста и возможность зарабатывать наравне со своими «узкопрофильными» коллегами.

Положение усугубляется еще и тем, что у педагогов весьма скромные доходы. По словам председателя ЦК отраслевого профсоюза Александра Бойко, в прошлом году сфера образования находилась на предпоследнем месте по уровню начисленной среднемесячной зарплаты. Доходы, как и в других бюджетных сферах, росли лишь за счет пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, а последнее повышение по отраслевому принципу имело место в сентябре 2014 года.

– За январь–апрель нынешнего года размер среднемесячной зарплаты в отрасли составил 532,9 рубля (286 у.е.), – отметил Александр Бойко. – Тарифная ставка 1-го разряда сейчас – 31 рубль (17 у.е.). Для сравнения: в 2010 году она равнялась 20 долларам в эквиваленте.

Квалификация и есть, и нет

Теперь представим еще одну ситуацию, когда в детский сад (к примеру, в результате оптимизации, которая сейчас активно проводится в отрасли) приходит учитель русского языка с высшей категорией и 20-летним стажем за плечами. Во-первых, он автоматически «садится» на меньшую зарплату воспитателя, а во-вторых, не имеет возможности получать доплату за свою высшую квалификационную категорию.

– Он не может ею воспользоваться, «перенести» за собой в дошкольное учреждение, – пояснила заведующая отделом социально-экономической работы ЦК отраслевого профсоюза Валентина Герасимович. – Гипотетически такой работник может пройти двухгодичную переподготовку и подтвердить квалификационный уровень, но ведь во время обучения он будет терять в деньгах.

Цена вопроса такова: по действующим нормам, за вторую квалификационную категорию педагог получает 30% от тарифной ставки (38,93 руб.), за первую – 55% (72,53 руб.), за высшую – 90% (121,17 руб.).

Есть еще один момент. Как отмечали участники VI пленума, аттестационные коллизии – одна из причин, по которой непрофильные молодые специалисты покидают дошкольное звено. Распределившись в детские сады, они, по сути, упираются в потолок своих возможностей и после отработки сразу уходят.

Нынешний пленум – не первая площадка, на которой отраслевой профсоюз поднимал проблемную тему. Устные и письменные дискуссии с Министерством образования и другими заинтересованными ведомствами ведутся уже длительное время. Последнее обращение к социальному партнеру было направлено в апреле. И вот в ходе пленума замминистра образования Сергей Рудый внес некоторую определенность, заметив, что вопрос изучается, а ответ будет готов приблизительно к августу, когда педагогическая общественность по традиции соберется на Республиканский педсовет. При этом представитель Минобразования оговорился: каким именно будет решение, сказать пока сложно.

Что же мешает властным структурам пойти навстречу воспитателям? Как отметил в приватном разговоре один эксперт, министерства, причастные к процессу аттестации, опасаются резонанса. Мол, если сделать послабление для воспитателей, то и представителям других профессий тоже захочется более вольной трактовки упомянутого ЕКТС.

Честно признаться, обоснование неубедительное. Неужели учитель, который вел классное руководство или преподавал, скажем, математику пятиклашкам, знает о детях меньше, чем его коллега с «нужной» записью в дипломе? Педагог и в саду, и в школе остается педагогом. Тем более что, по грубым подсчетам, количество «непрофильных» воспитателей во многих дошкольных учреждениях сегодня доходит до 60%.

Возникает вопрос: почему, допуская непрофильных педагогов к воспитанию малышей, чиновники отталкиваются от жизненных реалий, а когда речь заходит о профессиональном и материальном признании специалистов, разводят руками, кивая на особенности ЕКТС?

Ждем августа.

Елена ОРЛОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости