Наверх

Ах, балалайка-балалаечка: изготовить – значит, вложить частичку души

21 июня 2019

Все началось с балалайки

Говорят, в жизни ничего случайного не бывает. Значит, не случайно родители отдали Руслана в музыкальную школу, не случайно его взяли в оркестр народных инструментов, где мальчишка играл на балалайке. И влюбился в нее: говорит, испытывал эдакий балалаечный драйв.

С годами, когда пришло время определяться с будущей профессией, парень выбрал не музыкальное заведение, а институт механизации сельского хозяйства. Правда, там тоже подался играть в оркестре, которым руководила девушка Оксана – студентка консерватории. У нее была балалайка ручной работы известного российского мастера. И две творческие личности создали семью, в которой музыкальный инструмент тоже играл не последнюю роль. По крайней мере, именно благодаря ему Руслан стал мастером.

Как так получилось? Когда балалайка «хворала», приходилось ехать в Москву, к изготовителю. Не близкий свет. Вот Руслан и задумался: почему он, человек с высшим техническим образованием, закончивший аспирантуру и имеющий самое непосредственное отношение к музыке не может попробовать «лечить» инструменты сам?

Обратился к литературе и нашел статью авиаконструктора Марка Купфера «Слово о балалайке». А потом и вовсе напросился к нему в гости. Оказалось, что для Купфера ремонт инструментов – хобби. Встреча с этим интересным человеком стала определяющей для Макаревича.

Свою первую балалайку он сделал в 1993 году. А сейчас имеет полное право называться «отцом» более 100 музыкальных инструментов, которые не единожды демонстрировал на выставках. На одну из таких и пригласили главу страны.

Вместе – быстрее и дешевле

Оказывается, в Пинске есть своеобразная гильдия мастеров, которые не только реставрируют академические, фольклорные, духовые и электроинструменты, но также изготавливают их.

К примеру, Юрия Дубновицкого называют «отцом» белорусской лютни – старинного щипкового музыкального инструмента: за без малого два десятка лет работы он изготовил их около 40. Николай Ярмольчук, Андрей Шкледа, Александр Мартынюк и уже известный нам Руслан Макаревич умеют из обычного куска древесины создать утонченную скрипку, мудрую домру или звенящую гитару.

Но все – мастера-одиночки: каждый работает сам по себе, ищет заказы, клиентов. Как правило, их набирается немного. В итоге заработок небольшой, а семью надо кормить – и мужчины бросают тонкое ремесло.

А оно нужно, и не отдельно взятому человеку, а стране в целом. В Беларуси много вузов, колледжей и музыкальных школ, испытывающих настоящий «инструментальный» голод, не везде настройщики справляются с инструментами. Потому после знакомства с Русланом Макаревичем Президент и дал поручение создать в Пинске некий центр, вокруг которого бы объединились мастера и сообща принялись создавать и реставрировать инструменты. А еще и школу по обучению своему ремеслу открыли.

Подобное предложение Руслана Олеговича и испугало – ответственность какая, и обрадовало.

– Вместе будет проще, – рассуждает собеседник. – В одиночку работа и длительная, и дорогостоящая. Над инструментами я работаю как ИП. Моя возможность – 10 балалаек в год. Если объединиться и работать вместе, то и инструмент необходимый можно приобрести, и кое-какие процессы механизировать. Будет быстрее и дешевле.

Мечты сбываются

И вот, кажется, мечта мастеров сбылась: 19 июня в Пинске открылась мастерская по ремонту и изготовлению народных музыкальных инструментов.

Пока рано говорить, что все проблемы сняты,  хотя гильдии многое будет решить проще. Скажем, если Министерство культуры пойдет навстречу и поможет с заказами или их распределением по вузам, колледжам и школам, то работа для мастеров будет и с моральной, и материальной точек зрения в радость.

Впрочем, они и сами не спят в шапку. Только за последнее время изготовили и реализовали 5 балалаек и 2 домры, в производстве еще 5 инструментов по заявкам из Витебской и Гомельской областей. Есть заказы и на перспективу: в скором времени понадобятся еще 10 инструментов, 14 необходимо отремонтировать.

– Самый сложный этап в работе над инструментом – подобрать дерево, – рассказывает Руслан Олегович. – За экзотической древесиной иногда приходится далеко ездить. Лучший материал – медленно растущие деревья, таких много на севере или в горах. Но загвоздка даже не в этом, а в том, что дерево не сразу идет в дело. Дощечки надо выдержать лет 5, а лучше 10. От некоторых мастеров я слышал, что запасы древесины им достались в наследство. У меня этого нет, но есть материал, который хранился почти четверть века.

По признанию талантливого мастера, процесс производства любого музыкального инструмента – это терпение, рвение и вложенная частичка души. Времени значения не придаешь, в итоге иногда та же домра готова за месяц, иногда – за 2. Свой первый инструмент Макаревич делал год. Сейчас, уверен, дела пойдут в гору.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из архива героя публикации

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 марта 2024 18 марта 2024 17 марта 2024 16 марта 2024 15 марта 2024
Все новости