Стиль жизни

Где катались на коньках минчане в начале XX века? Рассказываем, как зимняя традиция катания на коньках стала спортом

Одно из любимых зимних развлечений для многих людей – прокатиться на коньках по льду. Рассказываем, как зимняя забава превратилась в профессиональный спорт.

Настоящие любители коньков ждут, когда зальют каток во дворе, а то и просто хороших морозов, если рядом есть пруд или озеро.

О том, что наши далекие предки умели кататься на коньках, свидетельствует тот факт, что при археологических раскопках в районе Полоцка была найдена пара коньков, сделанных из кости животных. Находка датируется ХI веком.

Широкая традиция катания на коньках берет свое начало в Нидерландах, где с давних пор существует разветвленная сеть каналов, которые соединяют города. Там коньки были не только развлечением, но и средством передвижения. В ХVI-ХVII веках коньки делали из дерева и ремешками крепили к сапогам. Сейчас такие вещи можно увидеть разве что в музее или в сувенирных лавках Амстердама. В XVIII веке появились первые лезвия из металла, они стали более удобными и скоростными, но еще долго катание на коньках оставалось забавой простого народа.

«Опрятней модного паркета, блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед», – так написал А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Это живое свидетельство того, что такое развлечение в начале XIX века уже вошло в быт народа. В 1838 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами». В книге были 60 рисунков, которые объясняли искусство управлять коньками и держаться в грациозной позиции. Автором книги был Густав Маур де Паули – учитель анатомии и математики, преподаватель гимнастики в кадетском корпусе.

«Из всех зимних удовольствий нет приличнее и полезнее бега на коньках. Это укрепляет здоровье, грацию движения тела, силу, ловкость, должно составлять забаву юношей и одушевлять людей взрослых», – писал автор.

В середине XIX века катание на коньках становилось все более популярным, по всему миру появлялись конькобежные клубы. В крупных городах начали создавать катки, открытые для всех желающих. Как правило, это был очищенный от снега замерзший пруд в городском парке или река, куда собиралась публика со всего города. Особым шиком считалось иметь английские коньки и умение кататься парами.

Благодаря американскому фигуристу Джексону Гейнцу в фигурном катании появилось музыкальное сопровождение и разнообразные кручения – «волчки». А еще Гейнц придумал соединить ботинок с коньком.

Вдохновившись видом катавшихся людей, французский композитор Эмиль Вальдтейфель написал в 1882 году вальс «Конькобежцы». Конькобежцами тогда называли всех, кто катается на коньках.

На первом чемпионате мира среди конькобежцев в Амстердаме в 1889 году чемпионом в классическом многоборье стал российский конькобежец и фигурист Александр Паншин, победив в трех дистанциях из четырех.

Разделений между конькобежцами и фигуристами практически не было, и те, и другие входили в один Международный союз конькобежцев, созданный в 1892 году. Тот же Паншин победил на первом Всероссийском первенстве по искусству катания на коньках в 1897 году в Санкт-Петербурге. А через год он не только выиграл первый чемпионат России по конькобежному спорту, но и установил мировой рекорд на дистанции 1500 метров — 2 мин. 38 сек, а заодно снова стал чемпионом в фигурном катании. Свой успех он повторил еще дважды.

Александр Паншин был настоящим энтузиастом, считается, что именно он придумал беговые коньки – убрал мешающий завиток, удлинил лезвие, чтобы скорость была выше, и предложил использовать трубку, в которую впаивалось лезвие. Такими коньки для бега оставались многие годы.

На первых мировых турнирах собиралось всего несколько спортсменов, но популярность фигурного катания росла очень быстро. Уже 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV Олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на катке с искусственным льдом, который был построен там в 1876-м.

На той Олимпиаде первый победителем стал «санкт-петербургский катальщик» Николай Панин. Первый чемпион еще создал и сами коньки, на которых до сих пор катаются все фигуристы. Панин разработал и внедрил методику обучения фигурному катанию, которая считается русской и преподается во всемирно известной Академии фигурного катания Санкт-Петербурга его учениками и последователями.

В 1901 году Николай Панин подал заявку на участие в соревнованиях за звание «Лучший конькобежец по искусству» в России. Он ожидал, что придется соревноваться с Александром Паншиным, но тот, как затем писали его недоброжелатели, «видя прогресс Панина», отказался. Так Николай Панин без какой-либо заметной конкуренции, выполнив все фигуры, получил большую золотую медаль, а также титул лучшего фигуриста России.

В начале ХХ века началась история минского льда. Именно тогда в Губернском парке (теперь детский парк имени М. Горького) стали ежегодно заливать каток. Этого события ждали с нетерпением, поскольку подобного развлечения в городе не было. Каток был платным, но там, в свете разноцветных фонарей и под музыку духового оркестра, любили кататься нарядно одетые кавалеры и барышни. Любителей конькобежного спорта лихо проносились парами, одиночками и целыми группами, восхищая зрителей ловкостью и грацией искусного катания на коньках.

А народ попроще катался на замерзшей Свислочи. В отличие от высших и средних классов, рабочий народ предпочитал фигурному катанию гонки на скорость и вскоре катание на коньках превратилось не просто в приятное времяпрепровождение, а в зимний спорт номер один.

В 1904 году в Минске был создан первый «Клуб любителей катания на коньках», а первый чемпионат Минска по конькобежному спорту состоялся зимой 1925 года. Белорусские конькобежцы выступали и в программе 4-го Всебелорусского зимнего праздника 1928 года.

Сергей КИРИК

Фото взяты из открытых источников