Как работала почта Минска в начале ХХ века?
В начале ХХ века работа почтальона была сверх важной. За многие километры, невзирая на погоду, нужно было доставить письма, газеты, посылки и другую корреспонденцию.
Название профессии почтальон произошло от итальянского слова postiglione, то есть служащий почтового ведомства, разносящий почту. В ХІХ веке почтальоном называли тех, кто доставлял иногороднюю почту, а разносчиков городских писем называли письмоносцами.
Во второй половине XIX века почтальоны служили 15-20 лет, и зачастую эту службу сравнивали с солдатской. Почтальон и мундиром своим был похож на солдата, на груди у него был медный знак, на голове форменная фуражка, у него даже был кортик. Письма и газеты он носил большой кожаной сумке с медными ярлыками и, конечно же, выделялся на минских улицах.
В конце XIX и начале XX века почтальонам Минска приходилось трудиться с утра до вечера, зачастую больше 12 часов. С толстой сумкой на ремне, весившей не один десяток килограмм, ему приходилось ходить пешком, иногда десятки километров. На такую работу могли взять только крепких, здоровых мужчин.
Поступая на почтовую службу, женщина должна была подписать обязательство, что, если она решит выйти замуж, то покинет службу. Считалось, что семья будет отвлекать сотрудниц и помешает работе.
К началу ХХ века форма почтальонов была упразднена, мундиры заменили сюртуками, которые почтальоны должны были шить за свой счет, хотя зарплата их была мизерной. В начале 1900-х годовое жалование простого почтальона Минской почтовой конторы составляло 150 рублей. Немногим больше зарабатывали почтальоны, перевозившие почту на лошадях, за одну поездку им полагалась прибавка в 20 копеек
Цены того времени свидетельствуют, что фунт (400 гр.) свежего ржаного хлеба стоил 4 копейки, такое же количество белого хлеба – 7 копеек. Килограмм молодой картошки стоил 15 копеек, старой – 5. Литр свежего молока – 14 копеек, килограмм сыра – 70. Килограмм телятины – 70 копеек, говядины – 45 копеек, свинины – 30 копеек. Сапоги яловые – 5 рублей.
В то же время годовая зарплата начальника Минской почтовой конторы составлял 1500 рублей в год. В городе он считался вторым по старшинству человеком, под его началом трудились около 500 работников.
В начале прошлого века отправить или получить письмо, бандероль, посылку, телеграмму или денежный перевод было делом обыденным и доступным. Написав адрес и уплатив за услугу, можно было быть уверенным – корреспонденция дойдет кому нужно. Почтовые марки стоили от 1 до 70 копеек в зависимости от расстояния. Послать посылку в губернский город можно было за 15 копеек, денежный перевод за 10 копеек.
Каждое письмо, каждую бандероль почтальон должен был доставить вовремя, несмотря на осенние дожди, бездорожье и весенние паводки.
Первые почтовые ящики появились в Минске еще в 1870 году, прежде всего у почтовых контор и в наиболее заселенных районах города. Их было немного, к началу прошлого века лишь 12 штук. Доставали оттуда письма дважды в день. Когда почтовый работник шел к ящику за письмами, он брал с собой пластины красного цвета, ими он заменял в почтовых ящиках синие пластины. Таким образом было видно – письма отнесены в почтовую контору.
На улице Захарьевской, 4 (теперь проспект Независимости) находилось Управление Минской почтово-телеграфной округи. Этому ведомству подчинялись все почтовые и телеграфные конторы и отделения Минской губернии. В 1914 году Управление переехало на Захарьевскую, 47, в дом, стоявший на месте нынешнего кинотеатра «Центральный».
Четырехэтажное здание главной почты — на то время одно из самых красивых в Минске, находилось на улице Губернаторской, 34 (теперь ул. Ленина). Там же располагались почтово-телеграфная контора и телефонная станция. На месте того здания находится Национальный банк Республики Беларусь.
Почтово‑телеграфные отделения Минска находились также на Виленском вокзале (теперь Минск-Пассажирский) и на улице Александровской, 27 (район Троицкого предместья). Уездное почтовое управление находилось на улице Георгиевской (теперь Чичерина), оно также не сохранилось. В 1916 году в районе Золотой Горки было открыто еще одно почтовое отделение.
За минувший век наша почта изменилась, но ее традиции остаются неизменными.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников