Стиль жизни

Кто живет в белорусской батлейке?

Этот старинный кукольный театр по праву считается в национальном искусстве одним из ярчайших явлений. В его представлениях отражается не только образ мышления белорусов, но и других народов, издревле населявших наши земли.

Батлейка появилась в Беларуси в XVI веке как религиозно-мистерийный театр. Ее первоначальный репертуар состоял в основном из отдельных библейских рассказов, к слову, весьма популярных у зрителей. Но в конце XVII – начале XVIII веков этим искусством занялись ремесленники. Новоявленные батлейщики создали свой кукольный мир, которым и управляли.

Деревянные передвижные театры делали разного размера в виде дома или церкви с горизонтальными перегородками – ярусами-сценами. На каждой из них были предусмотрены прорези для управления куклами. Действие происходило на сцене, напоминающей балкон, декорированной тканью и бумагой, украшенной иконами, звездами, окнами и крестами.

Однако главной деталью батлейки были куклы. Для их создания использовалось все, что попадало под руку. В основном, конечно, дерево, цветная бумага, ткань. Волосы. бороды и усы персонажам делали из овчины или льна.

Кукол обычно крепили к деревянному колышку или металлическому пруту, которым батлейщик и управлял через прорези в ярусах. Известны также театры с марионетками и перчатками. Почти все куклы не превышали размером 28 сантиметров. Самыми большими – до 35 сантиметров – могли быть только два персонажа: Сатана и Смерть.

Важно подчеркнуть, что герои батлейки – это не игрушки и не театральный реквизит. Это художественные персонажи, которые перешли из средневековья со своим сакральным содержанием.

Спектакли сопровождались музыкой, сцена освещалась свечами. Батлейщик управлял куклами, стоя за деревянной конструкцией театра, читал текст разными голосами. Часто он один выступал в амплуа и драматурга, и художника, и режиссера, и музыканта.

Канонический сюжет о царе Ироде, Святом Семействе и младенце Иисусе разыгрывался на верхнем ярусе. Но и эту драму зачастую показывали в шуточно-комедийном жанре. К примеру, Святое Семейство могло быть одето как белорусские крестьяне, Ирод выезжал на сцену в городских дрожках, как местный пан, а Вифлеем выглядел как привычное зрителям родное местечко.

На нижнем ярусе инсценировали бытовые сценки, народные шутки, популярные песни и танцы. Можно было посмеяться над заносчивостью местного пана, происками шарлатанов, выдающих себя за лекарей, лентяями, пьяницами, хитрыми купцами и чертями. Эти персонажи могли драться, рассказывать анекдоты, влюбляться, воровать, обманывать.

Среди наиболее популярных были сценки «Стары Рыгор і шчогаль», «Франт і паненка», «Цыган і цыганка», где комедийные моменты сменялись песней, песня – сатирическим монологом, а монолог – танцами.

Чаще всего батлейщики в одиночку ходили по городам и селам. Но существовали и целые семейные ансамбли. Глава семейства был режиссером и кукловодом, остальные – музыкантами и певчими. Театральное мастерство там передавалось из поколения в поколение, его секреты держали втайне от других. Семейное батлеечное представление начиналось с вступления музыкантов – звучали скрипка, цимбалы, гармонь, бубен. Потом все артисты затягивали песню и, наконец, приступали к пьесе. Это было колоритное действо.

Сегодня традиции батлейки широко используются в театральном и декоративно-прикладном творчестве. А судя по тому, как растет количество таких кукольных театров, можно утверждать: это искусство обретает новую жизнь.

Сергей КИРИК

Фото pixabay.com