Наверх

Необычный Минск. Как стали памятниками автомобили, паровоз и самолет?

07 октября 2022

Памятников и оригинальных скульптур в Минске немало, но есть и памятники, успевшие за свою историю послужить людям.

Отслужившие свой век, они заняли свои места на постаментах, стали городской достопримечательностью столицы Беларуси, хотя и не всегда заметной.

Если начинать по старшинству, то первым нужно упомянуть памятник автомобилю Газ ММ – «полуторка», который стоит на улице Кулешова. Созданный в конце 1920-х годов, этот скромный герой войны и труда был одним из самых массовых автомобилей не только в советских селах и городах, но и в Красной Армии.

Возле центральной проходной Минского автомобильного завода стоит некогда знаменитый самосвал – МАЗ-205. На постаменте надпись: «Первый автомобиль, созданный коллективом завода. Выпускался автомобиль с 1947 по 1965 годы». За эти годы минские автомобилестроители выпустили более 98 тысяч машин с фигуркой зубра. Когда в 1969 году отмечался четверть вековой юбилей автозавода, к этому событию было решено открыть мемориал, увековечивающий память первых строителей МАЗа.

Там же, у главной проходной стоит еще один самосвал – МАЗ 6501. Современный автомобиль демонстрирует преемственность поколений. Он старше первенца на 60 лет, выкрашен в такой же ярко-оранжевый цвет, но груза может взять в 4 раза больше.

Неподалеку от Дворца культуры железнодорожников, на улице Воронянского, стоит заслуженный труженик – паровоз Эр 789-94. Именно такие паровозы сыграли исключительную роль в экономическом развитии СССР, они ходили до 1971 года. Наш был построен в 1953 году, отслужил около 30 лет и после реставрации в минском локомотивном депо занял свое место в 2008 году.

Есть в Минске и памятник троллейбусу – это модель МТБ-82Б. Серийно их производил завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. На улицах Минска пять первых таких машин появились в 1952 году. Это стало настоящим началом новой эпохи, невозможно сосчитать сколько минчан перевезли эти троллейбусы за долгие годы работы. Одна из таких моделей хорошо сохранилась, благодаря дюралюминиевому кузову, и теперь красно-белый МТБ-82 с номером 01 стоит на хранении во втором Троллейбусном парке.

Один из самых старых сохранившихся в Минске трамваев ЛМ-49 не стал только лишь памятником – это музей. Трамвайный вагон был подарен ленинградцами минчанам в 1959 году в честь 40-летия образования БССР. Отъездив свое, этот трамвай в 1979 году стал музеем истории трамвайного движения Минска. Сегодня находится на улице Ботанической, на территории трамвайного парка. В салоне этого трамвая-музея находится экспозиция, где можно увидеть синий китель вагоновожатого и фотографии прародителя трамвая – конки.

Между улицами Куйбышева и Кульман находится гимназия № 30, возле которой установлен мемориал в честь героя Советского Союза лётчика-штурмовика Бориса Окрестина, погибшего в 1944 году. Памятник был сооружен на средства учеников, которые 3 года собирали для этого металлолом и макулатуру. Борис Окрестин воевал и штурмовике Ил-2, но таких самолетов уже было не найти, поэтому в ноябре 1978 года был открыт мемориал с самолетом МиГ-17. Это знаменитый советский реактивный истребитель, которых в 1950-1960 было создано более 11 000. На стеле лаконичная надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости