Наверх

От скоморохов до балетных трупп: из истории театра в Беларуси

22 мая 2022

Театры существуют во многих странах мира, но не многие могут гордиться такой богатой театральной историей, как в Беларусь.

Первыми актерами принято считать скоморохов, которые странствовали по городам и местечкам. Их называли блазны, гудцы, плясцы, бахары, выступали скоморохи перед народом на ярмарках и перед магнатами в их дворцах. Но это все-таки был еще не театр. Некоторые виды театральных представлений появились у нас даже раньше, чем в соседних странах. При духовных учебных заведениях (академиях, коллегиумах, семинариях, братских школах) создавались школьные театры. Первый такой театр возник в Полоцке при иезуитском коллегиуме. С XVI по XVIII век на территории Беларуси существовали 22 школьных театра.

К середине XVIII века, следуя европейской моде, белорусские магнаты при своих дворцах стали создавать собственные придворные театры.

Первое театральное помещение было построено в Несвиже, в имении князей Радзивиллов. Там уже в 1740 году была актерская труппа, которая поставила спектакль «Пример справедливости». Однако по-настоящему театр стал известен после того, как им всерьез занялась княгиня Франциска Урсула Радзивилл – супруга князя Михаила Казимира Радзивилла. Она была и автором первых спектаклей: опер и балетов. К концу XVIII века несвижская труппа насчитывала более 30 человек, большим успехом пользовались музыкальные спектакли «Орфей в аду» и «Пигмалион», поставленные в дорогих костюмах, богатом оформлении, со сложной машинерией и пиротехникой. В Несвиже театральные представления проходили не только во дворце, но и в парке «Альба», на театральной поляне рядом с дворцом и в театральном манеже «Камедихаус» в Слуцке.

В 1771 году князь Михаил Казимир Огинский открыл в Слониме «Плавательный театр», который находился на большой барже и летом перемещался по каналу и реке Щаре, там разыгрывались оперы и комедии. К 1788 году в парке, на берегу канала Огинского, по проекту итальянского архитектора Инноченцо Мораино было возведено удивительное творение эпохи барокко – «Опергауз» (Дом оперы). Это было двухэтажное здание, со зрительным залом почти на тысячу человек, где были двухъярусные ложи. Большая сцена этого театра была приспособлена не только для спектаклей, но и для водных феерий. Задняя часть сцены заполнялась водой из канала, что позволяло показывать сцены на лодках. По ходу действия эту часть сцены можно было закрыть деревянными щитами. А еще на сцене были устроены два фонтана, которые освещались бенгальскими огнями.      

В Слонимском театре работало 138 человек, только в оркестре было 53 музыканта. Там пели певцы из Италии, Германии, Польши, артистов для хора готовили в Слонимской музыкальной школе, танцоров и балерин в «Департаменте балетных детей», так называлась балетная школа. На спектакли съезжалась знать со всей округи, а стараниями князя Огинского, который был известным композитором, музыкантом и поэтом,
знаменитые оперные спектакли после премьер в Вене или Париже ставили в Слониме. Театр выезжал на гастроли в Варшаву, а поместье Огинского по праву называли «Усадьба муз».

Одним из самых знаменитых театров 80-х годов XVIII века был театр в Шклове. В 1783 году российская императрица Екатерина II подарила этот город своему бывшему фавориту генералу графу Семену Зоричу, который и создал этот театр. По свидетельствам многих зрителей, представления, которые давали в Шкловском поместье Зорича, по роскоши превосходили спектакли придворных театров России, Польши, Австрии и Франции.

С 1778 по 1780 годы здесь сформировались две труппы – балетная и драматическая, был хор и три оркестра. Для представлений в 1780 году возвели здание театра. Как сообщают хроники, во время визита Екатерины II в Шклов, на спектакле 23 мая 1788 года разыгрывались «русские и французские пьесы», при этом декорации изменялись 70 раз.

Граф Зорич лично выбирал из своих крепостных девушек, которых итальянский балетмейстер Мариодини обучал танцам, их также учили французскому языку, чтению, письму и счету. Именно в Шклове проходили первые выступления зарубежных артистов, ехавших на гастроли в Россию.

Чтобы увидеть дворец Зорича и его театр, в Шклов приезжали знатные люди из Москвы и Петербурга. Отсюда по всей Российской империи разошлась и мода на цыганские хоры. После разорения графа Зорича и закрытия Шкловского театра русский балетмейстер Иван Вальберх отобрал в театре 14 лучших танцоров и танцовщиц для петербургского балета.  

Придворные театры сыграли большую роль в развитии белорусского театрального искусства. Они пробудили интерес к театру, стали проводниками идей Просвещения, из них вышли знаменитые в то время певцы, музыканты, танцоры и актеры. Судя по восхищенным отзывам современников, они обладали развитой техникой классического танца того времени и отличным исполнительским мастерством.

Многие из белорусских крепостных актеров потом с успехом выступали в частных антрепризах и на сценах театров крупнейших европейских столиц. Так было с Гродненской балетной труппой, которая с успехом выступала в Варшаве и в других городах Европы и вместе со Слонимской труппой стала основой Варшавского придворного балета.

К середине XIX века культурная жизнь на белорусских землях значительно оживилась. Начала развиваться национальная литература и драматургия. Стараясь пробудить самосознание народа, возродить его культуру, вывести на сцену белорусский язык, в 1846 году Винцент Дунин-Марцинкевич создал одну из своих лучших пьес «Крестьянка» («Идиллия»).

 В творческом содружестве с композитором Станиславом Монюшко, комическая опера «Крестьянка» в 1852 году была поставлена силами актеров-любителей во главе с Дунином-Марцинкевичем. Единственный спектакль состоялся в Минском городском театре, который размещался в бывшем доме Соломонова на нынешней площади Свободы. После пожара, место для нового здания театра было выбрано в Александровском сквере. В 1890 году состоялось открытие в Минске городского театра – сейчас это здание Национального академического театра имени Янки Купалы.

Здесь работала труппа минской антрепризы, гастролировали театральные труппы из Санкт-Петербурга и Москвы, странствующие коллективы из России, Украины. В 1908 году на сцене Минского театра режиссер Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Балаганчик» по пьесе Александра Блока.

Однако основой для развития национального сценического искусства ХХ века стала деятельность Игната Буйницкого и его труппы, с 1905 года любительской, а через пять лет ставшей профессиональной. На основе Первого товарищества белорусской драмы и комедии, организаторами которого были Игнат Буйницкий и Флориан Жданович, в 1920 году был создан Государственный белорусский театр. С него, по сути, и началась новая эпоха белорусского театра.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
29 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024
Все новости