Наверх

От скоморохов до балетных трупп: из истории театра в Беларуси

22 мая 2022

Театры существуют во многих странах мира, но не многие могут гордиться такой богатой театральной историей, как в Беларусь.

Первыми актерами принято считать скоморохов, которые странствовали по городам и местечкам. Их называли блазны, гудцы, плясцы, бахары, выступали скоморохи перед народом на ярмарках и перед магнатами в их дворцах. Но это все-таки был еще не театр. Некоторые виды театральных представлений появились у нас даже раньше, чем в соседних странах. При духовных учебных заведениях (академиях, коллегиумах, семинариях, братских школах) создавались школьные театры. Первый такой театр возник в Полоцке при иезуитском коллегиуме. С XVI по XVIII век на территории Беларуси существовали 22 школьных театра.

К середине XVIII века, следуя европейской моде, белорусские магнаты при своих дворцах стали создавать собственные придворные театры.

Первое театральное помещение было построено в Несвиже, в имении князей Радзивиллов. Там уже в 1740 году была актерская труппа, которая поставила спектакль «Пример справедливости». Однако по-настоящему театр стал известен после того, как им всерьез занялась княгиня Франциска Урсула Радзивилл – супруга князя Михаила Казимира Радзивилла. Она была и автором первых спектаклей: опер и балетов. К концу XVIII века несвижская труппа насчитывала более 30 человек, большим успехом пользовались музыкальные спектакли «Орфей в аду» и «Пигмалион», поставленные в дорогих костюмах, богатом оформлении, со сложной машинерией и пиротехникой. В Несвиже театральные представления проходили не только во дворце, но и в парке «Альба», на театральной поляне рядом с дворцом и в театральном манеже «Камедихаус» в Слуцке.

В 1771 году князь Михаил Казимир Огинский открыл в Слониме «Плавательный театр», который находился на большой барже и летом перемещался по каналу и реке Щаре, там разыгрывались оперы и комедии. К 1788 году в парке, на берегу канала Огинского, по проекту итальянского архитектора Инноченцо Мораино было возведено удивительное творение эпохи барокко – «Опергауз» (Дом оперы). Это было двухэтажное здание, со зрительным залом почти на тысячу человек, где были двухъярусные ложи. Большая сцена этого театра была приспособлена не только для спектаклей, но и для водных феерий. Задняя часть сцены заполнялась водой из канала, что позволяло показывать сцены на лодках. По ходу действия эту часть сцены можно было закрыть деревянными щитами. А еще на сцене были устроены два фонтана, которые освещались бенгальскими огнями.      

В Слонимском театре работало 138 человек, только в оркестре было 53 музыканта. Там пели певцы из Италии, Германии, Польши, артистов для хора готовили в Слонимской музыкальной школе, танцоров и балерин в «Департаменте балетных детей», так называлась балетная школа. На спектакли съезжалась знать со всей округи, а стараниями князя Огинского, который был известным композитором, музыкантом и поэтом,
знаменитые оперные спектакли после премьер в Вене или Париже ставили в Слониме. Театр выезжал на гастроли в Варшаву, а поместье Огинского по праву называли «Усадьба муз».

Одним из самых знаменитых театров 80-х годов XVIII века был театр в Шклове. В 1783 году российская императрица Екатерина II подарила этот город своему бывшему фавориту генералу графу Семену Зоричу, который и создал этот театр. По свидетельствам многих зрителей, представления, которые давали в Шкловском поместье Зорича, по роскоши превосходили спектакли придворных театров России, Польши, Австрии и Франции.

С 1778 по 1780 годы здесь сформировались две труппы – балетная и драматическая, был хор и три оркестра. Для представлений в 1780 году возвели здание театра. Как сообщают хроники, во время визита Екатерины II в Шклов, на спектакле 23 мая 1788 года разыгрывались «русские и французские пьесы», при этом декорации изменялись 70 раз.

Граф Зорич лично выбирал из своих крепостных девушек, которых итальянский балетмейстер Мариодини обучал танцам, их также учили французскому языку, чтению, письму и счету. Именно в Шклове проходили первые выступления зарубежных артистов, ехавших на гастроли в Россию.

Чтобы увидеть дворец Зорича и его театр, в Шклов приезжали знатные люди из Москвы и Петербурга. Отсюда по всей Российской империи разошлась и мода на цыганские хоры. После разорения графа Зорича и закрытия Шкловского театра русский балетмейстер Иван Вальберх отобрал в театре 14 лучших танцоров и танцовщиц для петербургского балета.  

Придворные театры сыграли большую роль в развитии белорусского театрального искусства. Они пробудили интерес к театру, стали проводниками идей Просвещения, из них вышли знаменитые в то время певцы, музыканты, танцоры и актеры. Судя по восхищенным отзывам современников, они обладали развитой техникой классического танца того времени и отличным исполнительским мастерством.

Многие из белорусских крепостных актеров потом с успехом выступали в частных антрепризах и на сценах театров крупнейших европейских столиц. Так было с Гродненской балетной труппой, которая с успехом выступала в Варшаве и в других городах Европы и вместе со Слонимской труппой стала основой Варшавского придворного балета.

К середине XIX века культурная жизнь на белорусских землях значительно оживилась. Начала развиваться национальная литература и драматургия. Стараясь пробудить самосознание народа, возродить его культуру, вывести на сцену белорусский язык, в 1846 году Винцент Дунин-Марцинкевич создал одну из своих лучших пьес «Крестьянка» («Идиллия»).

 В творческом содружестве с композитором Станиславом Монюшко, комическая опера «Крестьянка» в 1852 году была поставлена силами актеров-любителей во главе с Дунином-Марцинкевичем. Единственный спектакль состоялся в Минском городском театре, который размещался в бывшем доме Соломонова на нынешней площади Свободы. После пожара, место для нового здания театра было выбрано в Александровском сквере. В 1890 году состоялось открытие в Минске городского театра – сейчас это здание Национального академического театра имени Янки Купалы.

Здесь работала труппа минской антрепризы, гастролировали театральные труппы из Санкт-Петербурга и Москвы, странствующие коллективы из России, Украины. В 1908 году на сцене Минского театра режиссер Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Балаганчик» по пьесе Александра Блока.

Однако основой для развития национального сценического искусства ХХ века стала деятельность Игната Буйницкого и его труппы, с 1905 года любительской, а через пять лет ставшей профессиональной. На основе Первого товарищества белорусской драмы и комедии, организаторами которого были Игнат Буйницкий и Флориан Жданович, в 1920 году был создан Государственный белорусский театр. С него, по сути, и началась новая эпоха белорусского театра.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
29 мая 2024 28 мая 2024 27 мая 2024 26 мая 2024 25 мая 2024 24 мая 2024
Все новости