Наверх

Ребенок-катастрофа: как жить с гиперактивными детьми и точно ли это «само пройдет»

11 мая 2022

С каждым годом все больше родителей и педагогов узнают, сколько пота и слез скрывается за буквами СДВГ. Ребенок с таким синдромом не слышит замечаний, он не может усидеть на месте, а выполнение уроков или томление в очередях становится для него настоящей пыткой. Как жить с такими детьми и точно ли синдром проходит сам, мы узнали у детского психиатра и школьного психолога.

Что такое СДВГ?

Аббревиатура расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гипереактивность». Основные симптомы можно определить уже из названия:

  • невнимательность – ребенок рассеян, не обращает внимания на детали, делает нелепые ошибки, не может сосредоточиться там, где требуется длительно уделять внимание;
  • гипереактивность – беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на стуле, не может играть тихо;
  • импульсивность – хочет получить все и сразу, не может прикладывать постоянные усилия для достижения цели;
  • нарушение торможения – ребенок часто сначала делает, а потом думает, говорит первое, что придет в голову, моментально поддается эмоции и не успевает затормозить реакцию.

– В мире от СДВГ страдают 3-5% детей. Сколько их конкретно в Беларуси, сказать сложно. Во-первых, не все родители обращаются к врачу. Во-вторых, часто такие пациенты идут в статистику не с гиперактивностью, а с сопутствующими ей проблемами. Например, с нарушением речи, – объясняет заведующая отделением медицинской реабилитации Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии Ирина Наливко.

Стоит отметить, что от проблем с речью страдают 30-60% детей с СДВГ. Также синдрому часто сопутствует повышенная тревожность. Ее наблюдают у 25% гиперактивных детей, в основном, у мальчиков.

Почему возникает СДВГ?

Заболевание возникает из-за нарушения работы лобно-базальной зоны мозга, которая состоит из префронтальной коры и базальных ганглий. Именно эти отделы отвечают за внимание, планирование и программирование реакций. Почему эти нарушения происходят, точно неизвестно, но некоторые тенденции прослеживаются. Например, по словам Ирины Наливко, в 20-54% случаев СДВГ передается по наследству.

– Иногда можно проследить связь возникновения синдрома с течением беременности у мамы. Например, если она в это время пила или курила. Я часто предупреждаю об этом молодых девушек: сейчас ты куришь, а потом родишь и будешь мучиться!

Связь наблюдают и с некоторыми осложнениями при родах. Например, 45% детей с синдромом, по мировой статистике, рождаются недоношенными.

Наследственность и проблемы при родах – самые частые и доказанные предпосылки. В интернете можно найти и другие, но большую их часть ученые либо не доказали, либо давно опровергли. Например, СДВГ точно не вызывают ни сахар, ни пищевая аллергия, ни даже так любимые телевизионными «экспертами» видеоигры. Впрочем, время, которое ребенок проводит с гаджетами, психологи советуют ограничивать двумя часами в день.

– Только нужно не просто запрещать. У них это лишь вызовет агрессию, – советует Ирина Наливко. – Этих детей нужно чем-то занять. Поэтому, если отбираете у них телефон, давайте взамен что-то другое. Пойдите прогуляйтесь, например. Спортом займитесь. Сходите в театр, кино или магазин. Главное, – показывайте им пример. Смешно наблюдать на приеме, как родители жалуются на «мобильную зависимость» детей, а сами не вылезают из гаджетов.

Как понять, что у ребенка именно СДВГ?

Кто-то, прочитав вышеописанные симптомы, лишь пожмет плечами: мол, это просто поведение невоспитанного ребенка. Если родители гиперактивного малыша решат также, то будут всю жизнь мучиться, пытаясь его переделать и плодя в нем все больше и больше комплексов. По статистике, примерно 20% детей с СДВГ испытывают депрессию из-за давления со стороны родителей и педагогов.

– Симптомы СДВГ начинают проявляться у детей примерно с четырех лет, и уже тогда надо начинать с ними работать, – говорит школьный психолог Людмила Стогначева. – Сможет ли ребенок пройти адаптацию к школе, зависит от того, понимают ли родители и педагоги серьезность проблемы. Если нет, то, будучи подростком, он может стать не только неуправляемым, но и агрессивным. Он ожесточится из-за внешнего давления, и работать с ним будет еще тяжелее. 

Поэтому вопрос «как отличить ребенка с СДВГ от просто невоспитанного хулигана» совсем не праздный. К счастью, ответ на него есть.

– Указанные симптомы должны повторяться в трех местах минимум. Если ребенок ведет себя так только дома или только в школе, скорее всего, это не СДВГ. Это даже может быть вполне здоровая адаптация к каким-то внешним признакам. Если же симптомы держатся на протяжении шести месяцев дома, в школе и, например, у бабушки, то это повод сходить к врачу, – объясняет Ирина Наливко.

Как должны себя вести родители?

Главное правило: принять ребенка таким, какой он есть, и иметь по отношению к нему адекватные ожидания. Ребенок не должен вырасти с ощущением, что он какой-то «не такой».

Людмила Стогначева дает родителям и другие советы, которые сделают жизнь с гиперактивным ребенком легче, а ему самому помогут относительно просто перейти во взрослую жизнь:

  • Не ругать, а поощрять – такие дети не воспринимают слово «нет», их бесполезно ругать. Гораздо эффективнее «подлавливать» их на правильном и полезном поведении и хвалить.
  • Давать ребенку понятные однозначные указания – не просите его выполнить сразу несколько вещей (собери игрушки, помойся, а потом иди спать), он запутается. Просите его делать что-то одно. При этом указание не должно подразумевать вариативность. Не «можешь ли принести», а «принеси мне».
  • Не критикуйте, а говорите, как надо – не стоит просить ребенка что-то не делать (не жуй с набитым ртом). Лучше указывать на должное поведение (прожуй, а потом говори).
  • Организовать жизнь – выработать строгий и стабильный режим дня. Обговорить его с ребенком. Он должен не только понимать, зачем вводятся правила, но и знать, что если что-то нельзя, то это нельзя всегда.
  • Организовать внешнее пространство – ребенку не стоит делать уроки там, где есть отвлекающие предметы. Например, тарелка с шоколадом или игровая приставка. Разумеется, в зоне досягаемости малыша не должно быть ножей, оголенных проводов и других опасных предметов.
  • Дайте ребенку «выпустить пар» – для реализации двигательной активности отлично подойдут спортивные секции. Например, по плаванию или единоборствам.
  • Откажитесь от прогулки, если не уверены, что все будет хорошо – например, если вам точно придется стоять в очереди или побывать в месте с большим скоплением народа.

Как должны себя вести учителя?

– Сейчас, по крайней мере в моей школе, такие дети есть почти в каждом классе. Мы стараемся делать так, чтобы в одной аудитории их было не больше двух, и уж тем более, чтобы они не сидели за одной партой. Потому что для преподавателя это катастрофа. Мы стараемся беседовать с родителями и «распределять» гиперактивных детей по классам, – рассказала Людмила Стогначева.

Также психолог советует садить таких детей перед учителем. Хорошо, если рядом с его партой не будет отвлекающих факторов – дверей, окон.

– Для таких детей характерны «качели настроения». Они мало зависят от их воли, но сильно зависят от того, как педагог излагает свой предмет. Понятно, что «интересно» или «неинтересно» тоже не всегда зависит от учителя. Но нужно стараться опрашивать этих детей в первой половине урока и в начале недели, пока они еще могут удержать внимание, – советует Людмила Стогначева.

Как и любую другую деятельность, учебу детям с СДВГ надо сегментировать. В отличие от других учеников, им может не хватить обычной разминки посреди урока. Можно попросить их вытереть с доски, сходить за водой или мелом. Не нужно запрещать им вертеть в руках ручку или ластик. Так ребенок «включает» свои когнитивные функции.

– В моей школе в некоторых классах даже есть специальный стенды. Ученик может поработать за ним, а не за партой. При чем просит об этом сам ученик, это не наказание, никакой дискриминации по этому поводу среди детей быть не может.

Важно поддерживать с таким учеником хорошие отношения, не забывать каждый день его приветствовать, спрашивать, как у него дела. Ни в коем случае не опускаться до уничижительной критики, особенно, на глазах других детей. Опять же, ребенок не должен думать, что он хуже остальных.

– У таких детей гораздо лучше держится внимание при контакте один на один. Если видите, что на уроке у него что-то не получается, не доводите до скандала. Просто оставьте его на пару минут после урока и объясните, что к чему, – советует Людмила Стогначева.

Как лечат СДВГ?

– Только психиатр может решить, нужно вашему ребенку медикаментозное лечение или нет. Я часто сталкиваюсь с учителями, которые отправляют родителей ко мне со словами «идите, вам там таблетки выпишут, будет ребенок паинька-заинька». Со всем уважением, это не учителю решать, – напоминает Ирина Наливко.

Вообще, медикаментозное лечение СДВГ – довольно больная тема. На западе таким детям часто назначают стимуляторы. В Беларуси большую их часть не выписывают, потому что они могут вызвать привыкание. Вместо них используют нейролептики, помогающие ребенку «притормозить», ноотропы, усиливающие его когнитивные способности, и средства, ускоряющие обмен жидкостями в организме. Иногда приходится назначать антидепрессанты.

– Сейчас очень растиражирована транскраниальная терапия, которую делают за деньги во многих медицинских центрах. Но я отношусь к ней очень скептически, научных данных, однозначно подтверждающих ее эффективность, нет. В государственных стандартах лечения СДВГ такой терапии тоже нет. То же самое касается остеопатии, многочисленных диет, БАДов вроде омеги и уж тем более какой-нибудь гомеопатии, – говорит Ирина Наливко.

Также стоит помнить, что СДВГ – не простуда, которая пройдет только от употребления таблеток. Лекарства могут лишь ослабить симптомы и помочь ребенку научиться справляться собственными силами. Поэтому может оказаться полезной работа с психологом. Индивидуальные консультации и тренинги социальных навыков помогут пациенту научиться самостоятельно преодолевать трудности и налаживать отношение с окружающими.

Психологическая помощь не помешает и родителям, ведь жизнь с гиперактивным ребенком – серьезное испытание для супругов. Помимо различных тренингов и консультаций хорошо себя показывают группы поддержки. Родители других детей с СДВГ могут дать не только полезные советы, но и моральную поддержку.

Проходит ли СДВГ само?

Миф о том, что синдром проходит «сам по себе» где-то к 25 годам, популярен даже среди психологов. Однако, по статистике, взрослея, гиперактивный человек сохраняет 30-70% вышеописанных симптомов.

Страдающие от СДВГ взрослые такие же ветреные и неорганизованные. Они не могут планировать свою работу, а порой и контролировать эмоции и настроение. Они хватаются за множество проектов, но редко доводят их до конца. Часто опаздывают, потому что неверно оценивают время. Постоянно меняют круг общения и место работы. 25% из них имеют проблемы с обучением. Они в 4 раза чаще других попадают в несчастные случаи. К тому же, как мы уже упоминали, из-за внешнего давления в детстве, к более зрелому возрасту у них может развиться депрессия.

– СДВГ может пройти к 25 годам, – считает Ирина Наливко. – Но не само собой. Просто, если человек с самого детства знал о своей особенности и научился соблюдать ритуалы (ставить будильники и напоминания, выходить на работу пораньше, соблюдать строгий режим дня и т.д.), то он может в большей степени нивелировать влияние симптомов на свою жизнь.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
13 декабря 2024 12 декабря 2024 11 декабря 2024 10 декабря 2024
Все новости