test gtag

Рождество Христово – главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви

1prof.by рассказывает о главных символах православного праздника.

Хотя в Беларуси основным гражданским зимним праздником считается Новый год, все же без внимания не остается и Рождество Христово. Православные христиане отмечают праздник 7 января. Он символизирует спасение людей от греха и смерти, примирение с Богом после грехопадения Адама и сопровождался красивыми народными обычаями и символами, пишет prichod.ru.

 

Рождественская елка

Она – неизменный спутник праздника. Сейчас принято наряжать елку к Новому году. До царствования Петра I Новый год отмечали осенью, а еще раньше – в марте. Царь специальным указом перенес праздник на 1 января и велел украшать «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». А до того именно к Рождеству украшали деревце, и именно елку. Кстати, тогда наши предки жили по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря.

Обычай наряжать рождественскую красавицу пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием: читая друидам проповедь о Рождестве, он пожелал убедить их, что дуб – не священное дерево. Монах срубил один из дубов, а тот, падая, повалил на своем пути все деревья, не тронув лишь молодую ель. И монах восславил ель как Христово дерево.

Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Сначала наряжали ель живыми цветами, фруктами и вырезанными из цветной бумаги фигурками, а позже сладостями, орехами и восковыми свечами. Для того, чтобы облегчить «наряд» елки, со временем немецкие стеклодувы начали делать полые стеклянные игрушки. А пожароопасные свечи позже заменили на электрические гирлянды. Идея использовать их принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. Первая электрическая гирлянда в 1895 году украсила рождественскую ель перед Белым домом в США.

Во время Первой мировой войны, когда шла активная антинемецкая кампания, Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей» и указом запретил устраивать елки в школах и гимназиях. После революции 1917 года елки вернулись. Но со временем день Рождества превратился в обычный рабочий, а елки снова запретили. Разрешили ставить их только в конце 1935 года: с этого времени стало обязательным устраивать для детей новогодние утренники. Так «рождественское дерево» превратилось в атрибут государственного праздника Нового года.

 

Рождественский венок

 

Создавать его принято из еловых веток и различных украшений – ленточек, игрушек, шишек, сухоцветов, искусственного снега и прочего. Тут можно дать волю фантазии. Вешают венок на входную дверь. Так он показывает, что в этом доме рады гостям, о приходе которых может оповестить колокольчик.

Рождественский венок ввел гамбургский лютеранский теолог Иоганн Вихерн. Он взял на воспитание нескольких детей из бедных семей. Они постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до праздника, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украсил его 24 маленькими и 4 большими свечами. Каждое утро он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.

Сегодня последовательное зажигание свечей символизирует возрастающее ожидание рождения Христа. Рождественский венок с четырьмя свечами также ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света, а его круг символизирует вечную жизнь.

 

Вертеп

«Пещера» на церковнославянском языке звучит как «вертеп». Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. И сегодня объемное изображение события Рождества в сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе. Вертеп не имеет стандартов по размеру или количеству персонажей, но постоянной остается сцена у яслей, где Богородица и Иосиф склонились над родившимся Христом. Украшают вертеп еловыми ветками, цветами и светящимися гирляндами. Композиция вертепа может изображать или какой-то момент Рождества Христова, или совокупность событий.

Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной и распространилась по миру.

 

Вифлеемская звезда

Согласно Священному Писанию, яркая звезда явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере, где родился Сын Божий. Волхвы изучали звезды, и этот знак оказался понятен им. Так, Вифлеемская звезда стала важным символом Рождества, и заняла почетное место на верхушке ели, а в вертепе ее располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.

В период СССР на верхушку елок тоже цепляли звезду – правда, не Вифлеемскую 8-конечную, а советскую 5-конечную.

 

Рождественское угощение

Перед Рождеством верующие христиане длительно постятся. Накануне в Сочельник они едят «куццю», или кашу с медом и изюмом, – после того, как на небе появится первая звезда. А в день Рождества, после богослужения, разговляются, и на этот день угощения готовятся самые разнообразные. Стол застилают скатертью, ставятся свечи и блюда: от салатов до выпечки. К этому дню пекут имбирные пряники в форме звездочек, елочек, животных, украшаются разноцветной глазурью – их дарят друг другу.

 

Самое желанное украшение рождественского стола – выпечка в форме агнца или барашка. Идее изображать барашков около 2 тыс. лет, что подтверждают археологические находки ученых. По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом, в тесто можно добавлять изюм или цукаты.

 

 Подарки

Когда родился младенец Христос, волхвы Каспар, Мельхиор и Валтасар принесли дары: золото, ладан и смирну. Золото мудрецы преподнесли как дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу, новому Учителю и Первосвященнику. Смирна же указывает на искупительную жертву Христа за человечество, так как ею помазывали тело умершего человека.

По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество. Подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное.

Обычай дарить подарки связывают также с повествованием о святом Николае Чудотворце. Он помогал бедным и нуждающимся, оставаясь незамеченным. Так родилась традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса, а в русской литературной традиции превратился в Деда Мороза.

Кстати, первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

 

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. В эти дни люди ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками, поздравлениями, поют народные обрядовые песни. Пение выражает праздничное настроение.

Традиция колядования особенно была распространена в деревнях и селах, и в некоторых регионах Беларуси сохранилась по сей день.  Изначально история колядования была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния – «день рождения» солнца крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование приурочили к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.

 

Рождественские открытки

Еще одна хорошая традиция – отправлять рождественские поздравительные открытки. Истоки она берет в 1843 году, когда англичанин Хорслей впервые нарисовал рождественскую открытку. Тогда первая тысяча открыток разошлась в Лондоне. Позже развивались и удешевлялись почтовые услуги – развивалась и традиция рассылать открытки.

Сегодня люди часто отправляют послания в электронном виде. Однако они не сравнятся с яркими бумажными открытками, которые выражают внимание отправителя и несут его тепло.

 

Подготовила Светлана КУРИЛИК

Фото из открытых интернет-источников