Наверх

Студентка о подработке: «Не верю тем, кто говорит, что «не может и не успевает»

19 ноября 2019

Кем работают белорусские студенты и как совмещают свою деятельность с учебой в университете, рассказали выпускники столичных вузов.

Белорусские наниматели с радостью берут на работу студентов. Правда, чаще всего на низкооплачиваемую или вообще бесплатно (для опыта, как они говорят). Исключение из этих правил разве что IT-сфера, где у ребят действительно есть возможность получить достойную зарплату.

Законодательство никак «по-особому» не регулирует трудоустройство студентов. Правда, если возраст учащегося меньше 18 лет, то его рабочая неделя не должна составлять более 35 часов, а для подростков от 14 до 16 лет рабочий день вообще не может превышать 23 часа в неделю.

О том, как белорусские студенты искали работу и на что хватало заработанных денег, рассказали 1prof.by студенты белорусских вузов.

Светлана, выпускница БГУ. Специальность «Литературный редактор. Журналист»

– Я литературная работница, редакторка и журналистка. Со второго курса на мою группу сильно давили тем, что нам надо будет куда-то распределяться всего лишь через 2 года. И, наверное, именно это помешало мне приблизительно определить свои возможности и конкурентоспособность, попробовать разные варианты. Я сразу была нацелена на поиск работы, куда я смогу распределиться после учебы. И, соответственно, какого-то экстремального опыта работы официанткой или гардеробщицей у меня не было, потому что рассматривала только варианты трудоустройства по специальности.

Какие-то из моих подработок время от времени находили меня сами: на выставке СМИ разговорилась с редакторкой о театре – и она предложила написать, на государственных экзаменах еще одна редакторка смотрела папку с публикациями – и тоже предложила написать для ее издания. Те места работы, которые я считаю своими основными, искала сама и продолжительный период времени доказывала своим работодателям, что моих компетенций достаточно.

Цели «заработать деньги» и «найти место распределения» очень сильно расходились: получать гонорары на месте своего теоретического распределения я могла только приблизительно раз в полгода, когда они рассчитывались с внештатными работниками. В результате получалось, что оттуда на меня сваливались деньги приблизительно в декабре и июле. Именно это подталкивало работать с другими изданиями, которые время от времени находили меня сами, но не обещали мне распределение.

Я даже удивлена, как я смогла закончить учебу с красным дипломом, потому что одновременно гналась за местом распределения, которое мне нравилось идейно, и старалась заработать деньги, чтобы позволить себе что-то большее, чем гречка. Я успевала готовиться к семинарам, читать нужную литературу, писать тексты, но иногда я категорически не успевала на пары, стоявшие в середине дня, когда людям удобно встречаться для интервью, или на те, которые по времени совпадали со спектаклями. Из-за этого я, конечно, получала проблемы с преподавателями, но выбирая между парой неприятных бесед и потерей работы и возможности практиковаться, я однозначно предпочитала иметь возможность развивать себя как журналист на практике.

Павел, выпускник БНТУ. Специальность «Инженер-строитель»

– Подрабатывать я начал с 3-го курса. Долго искал такую работу, чтобы можно было совмещать с учебой – пары пропускать не хотелось (правда, иногда приходилось). В итоге нашел вариант по доставке суши: график работы почти свободный, надо было записываться на дни, по которым хочешь работать. Так проработал полгода. Бросил из-за того, что подработка занимала много времени, а вот денег платили мало.

С тех пор начал подрабатывать с друзьями: позовут – поехали. Трудились разнорабочими: где товар разгрузить, а где помочь в строительстве. И так примерно раз в две недели.

Во время учебы можно было работать и по специальности, но, как правило, это была малооплачиваемая подработка или вообще бесплатно.

На 5-м курсе закончил первый семестр и началась преддипломная практика – конструктором, где мне не очень понравилось, поэтому на время распределения нашел работу мастером.

Вера, выпускница БГТУ. Специальность «Инженер-химик-технолог»

– Во время учебы я подрабатывала в сэндвич-баре «сотрудником сети ресторанов быстрого питания», так называлась должность. Вакансию нашла самостоятельно.

По своему образованию не работала, потому что технические специальности требуют опыта или хотя бы оконченного образования: нужно иметь определенные знания и уметь их применять. Профильные дисциплины у нас преподавались только на 4–5-м курсе. Кроме того, такая работа предполагает полную занятость, что вызвало бы трудности с учебой из-за пропусков. Из одногруппников работали немногие, примерно 7 человек.

На учебе подработка отражалась скорее положительно, так как я перестала откладывать выполнение заданий на потом, старалась успеть все заранее из-за вечной нехватки времени. В целом я сильнее уставала, так как приходилось постоянно спешить, чтобы успевать и работать, и учиться, но улучшилось качество сна.

В месяц зарабатывала около 4 стипендий на тот момент, что позволяло не просить у родителей деньги на карманные расходы и оплату общежития, а также откладывать какую-то сумму с каждой зарплаты. Помню, как «на свои» купила новый телефон, это придавало уверенности и мотивировало учиться и работать дальше.

Польза работы для студента в приобретении самостоятельности, ответственности, навыков планирования своего времени и расходов. Кроме того, любая работа открывает в тебе новые черты, помогает понять, что тебе нравится или не нравится.

Работу не пропускала, несколько раз пришла позже из-за учебы, работодатели понимали ситуацию и часто шли навстречу, можно было договориться с коллегами и поменяться сменами, если было нужно, но график в основном составляли заранее, так что такое случалось редко.

Анна, выпускница БГЭУ. Специальность «Экономист-маркетолог»

– Я работала баристой с 1-го по 4-й курс и училась на дневном. Работу нашла очень быстро, взяли без опыта и быстро обучили. Рассказали не только как кофе варить, но и работать за кассой.

Как удавалось совмещать работу и учебу? Легко, не верю тем, кто говорит, что «не может и не успевает». Кто хочет – тому по плечу все: автоматически включается какая-то суперсила. Живу в Минске, мне не нужно было платить за съем жилья, и в финансах я не нуждалась. Просто не могу сидеть на месте в силу своего возраста и чрезмерной активности.

Кроме работы и учебы, также посещала автошколу. Могла позволить себе намного больше, чем обычный студент. Варить кофе мне стало еще интереснее, когда прошла курсы бариста. Я работала на Немиге, в центре города, общалась с приятными людьми и завела ценные контакты.

В университете каждый год были разные смены. Утром ехала на работу, после обеда – на учебу, и наоборот. Такой график мне предложила сама хозяйка кафе.Кстати, университет окончила со средним баллом 8.

Дарья ЗИМАК

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 мая 2024 23 мая 2024 22 мая 2024 21 мая 2024
Все новости