Стиль жизни

Восстановиться после COVID-19: о влиянии вокала на организм человека рассказали специалист и люди, которые поют

Пение помогает не только выразить чувства и улучшить дикцию, но также избавиться от стрессов, привести в порядок легкие и обновить работу внутренних органов. Спросили у фонопеда, как пение влияет на здоровье и состояние человека, и проверили, так ли это на самом деле на репетиции народного творческого коллектива могилевского ГЦК «Романс».

Лучшее «лекарство» от депрессии

– Во время пения у человека включаются все резонаторы – это часть голосового аппарата, который усиливает звук. Дыхание становится межреберным. Грудная клетка расширяется и подымается, а ключицы, живот и плечи остаются на месте, за счет чего организм наполняется кислородом. Это положительно влияет на внутренние органы и настроение человека. Особенно полезно петь тем, кто страдает депрессией, – отмечает фонопед Могилевской областной клинической больницы Людмила Гагалинская.

Именно потому, что налаживается работа легких, заниматься вокалом полезно также тем, кто перенес COVID-19 и другие заболевания органа. Конечно, состояние человека улучшается не от всякой музыки, преимущественно это спокойная эстрадная, романсы, классика.

«Пою – и чувствую прилив сил»

Мы поговорили с вокалистами, которые на концертах часто исполняют романсы.

– Пою с детства, на сцене со школьных лет. Правда, у меня нет музыкального образования: я офицер в отставке, а сейчас – медработник в Могилевском профессиональном электротехническом колледже, – рассказывает вокалист коллектива «Романс» Виталий Коновалов.  – Люблю исполнять композиции Александра Малинина, как сольно, так и в дуэтах.  Как медработник, знаю и могу с уверенностью сказать, что пение исцеляюще влияет на состояние человека. После репетиций у меня всегда появляются положительные эмоции.

Воспитатель в общежитии Могилевского государственного машиностроительного профессионально-технического колледжа Лариса Никифорова после репетиции забыла о плохом настроении, которое не давало ей покоя буквально пару часов назад.

– Я пою более 20 лет, в «Романсе» – три года. Пение – моя вторая жизнь, – говорит она. – Мне нравится не только выступать на сцене, но и сам процесс подготовки, когда ищешь себе песню, мелодию и согласовываешь ее с руководителем коллектива. Когда начинаешь петь, берешь по-другому дыхание. Чувствуешь, что организм перестраивается, и ты забываешь про все невзгоды, плохое настроение и депрессию. Мне близки по исполнению композиции Анны Герман и Майи Кристалинской.

Елена Покровская работает музыкальным руководителем в детском саду, поэтому исполнение романсов считает своим «профессиональным хобби»:

– Я больше люблю петь сольно, как романсы, так и эстрадные песни. Участвовала во многих вокальных конкурсах. Среди них, например, «Поющие города», «Лестница в небо». В прошлом году с песней «Путь» Ольги Кормухиной пробовалась на предкастинге в «Х-фактор», который проходил в Могилеве: пока не знаю, прошла ли – нет результатов. После репетиций и концертов забываешь про все невзгоды.

Могилевчанка Татьяна Шевцова – председатель цеховой организации, оператор заправочных станций УМ-120 ОАО «Строительный трест № 12 Управляющая компания Холдинга «Стройтрест-холдинг» – в коллективе более пяти лет. Она не только поет, но и сама пишет песни.

– Люблю романсы за душевность. На одном из своих концертов Александр Малинин сказал: «Романс – очень особенный жанр. Я его люблю за чувственность, искренность, за глубину эмоций. Мне кажется, что романс – это некое послание, это признание в любви через закодированную музыку». Я полностью согласна с артистом. И после пения чувствую прилив сил, – дополняет мнения коллег Татьяна Шевцова.

Сцена – место святое

Народный творческий коллектив «Романс» при ГЦК г.Могилева создала его руководитель и педагог по вокалу Лидия Стельмах в 2004 году.

– Мне всегда нравились романсы, но я никогда не видела себя на сцене. Хотела именно обучать людей петь и организовывать концерты. Мне не нравится, когда человек на сцене призывает петь зал вместе с ним и превращает выступление в хаос. Я считаю, что все должно быть культурно: сцена для меня – святое место, где неуместны подобные маневры, – рассказывает Лидия Стельмах. – Составляя концертную программу, тщательно отбираю композиции. Ориентируюсь на пожелания вокалистов: они выбирают и предлагают мне то, что хотели бы спеть. У нас в коллективе люди разного возраста – от 30 до 75 лет. Почти у всех голос от Бога, и они не думают, как петь, потому что поет их душа.

Дарья ШЕВЦОВА

Фото из архива народного творческого коллектива «Романс»