В мире

Что важнее – знания или цвет белья ученика? Проблемы Японских школ выходят на новый уровень

В Японии все больше детей отказываются ходить в школу, это явление получило название «футоко». Поскольку цифры продолжают расти, японцы стали выяснять, является ли это отражением школьной системы или проблемой самих школьников.

япония, образование, школа

В прошлом году во время весенних каникул 10-летний Юта Ито сообщил своим родителям, что больше не хочет ходить в школу, поскольку там над ним издеваются одноклассники. Родителям удалось уговорить мальчика посещать учебное заведение еще несколько месяцев, но после они направили его в так называемую «свободную школу».

Еще в 1992 году страх перед школой и отказ от ее посещения в японском обществе считали психическим заболеванием. Но за последние десятилетия отношение к этому явлению сильно изменилось.

В октябре 2019 года правительство Японии обнародовало данные о том, что количество прогулов среди учеников начальной и средней школы достигло рекордного уровня. В течение 2018 года 164,5 тыс. детей отсутствовали в течение 30 и более дней. В 2017 году таких было чуть больше 144 тыс. человек.

Когда в 1980-х годах в Японии возросло число детей, которые боялись школы и отказывались туда ходить, началось и общественное движение за альтернативную школу, основанную на принципах свободы личности и персонального подхода к ученику.

Такие «свободные школы» являются приемлемой альтернативой обязательному образованию наряду с домашним обучением. И хотя окончившие их не получают никакого государственного сертификата, число учащихся в бесплатных альтернативных школах увеличилось. Если в 1992 году их было около 7 тыс., то в 2017 уже более 20 тыс. человек.

 Отказ от школы может иметь долгосрочные последствия: существует высокий риск того, что молодые люди могут полностью уйти из общества и оказаться лишь в стенах своей комнаты.

В 2016 году рост числа самоубийств среди учащихся побудил правительство Японии принять закон о предотвращении этого явления со специальными рекомендациями для школ. И все же в 2018 году добровольно ушли из жизни 332 ученика, что стало максимумом за последние 30 лет.

Почему же так много детей отказываются учиться в японских школах?

Согласно опросу министерства образования, среди основных причин отмечают семейные обстоятельства, личные проблемы с друзьями и издевательства. Многие ученики сообщили, что они не ладили с другими детьми, а иногда и с учителями.

Во многих японских школах существует строгий контроль внешнего вида учащихся, там могут заставить покрасить каштановые волосы в черный, запретить колготки или обязать носить только строго определенный цвет. Иногда школьные правила определяют даже цвет белья. Такие ограничения появились еще в 70-х годах ХХ века, в 90-е они стали более либеральными, но в последние годы снова ужесточились.

По словам 12-летней школьницы Томое Морихаши, ходить в школу ей было просто больно, девочку поразила селективная немота и за пределами дома она не могла разговаривать. Ей было сложно выполнять строгие школьные предписания.

«Колготки должны быть бесцветные, волосы красить нельзя, резинки для волос только одного цвета, их нельзя надевать на запястье», – жаловалась Томое.

Такие порядки называют «правила черной школы» по примеру популярного термина, которым описывают компании, эксплуатирующие своих работников. 

Теперь Юта Ито и Томое Морихаши учатся в свободной школе Томагава. Здесь ученики не носят форму и сами выбирают занятия. Учебные планы разрабатываются учителями и родителями совместно, ученикам рекомендуется развивать собственные навыки и интересы. Атмосфера в школе неформальная, как в большой семье. Здесь больше ценят мысли и чувства каждого ученика.

В Японии все чаще критикуют строгие правила японских школ и их атмосферу. Газета «Токио Симбун» назвала их нарушением прав человека и препятствием в развитии учеников. В минувшем августе общественная кампания «Долой правила черной школы!» обратилась с петицией в Министерство образования призвав расследовать излишне строгие правила в школах. Под обращением подписались более 60 тыс. человек и это принесло результат. В префектуре Осака принято решение пересмотреть в школах правила внутреннего распорядка, около 40% школ уже собираются их менять.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Контакты
Адрес:
220126, г. Минск,
пр.Победителей, 21
Телефон/Факс:
+375 17 328 49 67
Время работы:
ПН-ЧТ: 08:30 – 17:30
ПТ: 08:30 – 16:15