Эксплуатация на шоссе, или Как живут в ЕС дальнобойщики из других стран
Несмотря на большую забастовку 2023 года, в положении водителей грузовиков, особенно из стран, не входящих в ЕС, мало что изменилось.
О прошлогодней забастовке 150 восточноевропейских дальнобойщиков в немецком Грефенхаузене писали многие СМИ. Водители из Узбекистана, Грузии, Казахстана и Таджикистана жаловались, что их польский экспедитор месяцами задерживает зарплату. Тогда многие узнали, насколько тяжелые условия труда у водителей в ЕС. В итоге бастующие получили большую часть требуемых денег.
Однако эксперты сообщают, что с тех пор в базовой системе эксплуатации мало что изменилось, пишет немецкий портал Tagesschau. Во время посещения стоянки грузовиков в Дортмунде в рамках проекта DGB Fair Mobility команда Plusminus встретилась с водителем грузовика из Беларуси. Он сказал, что его завербовало литовское агентство. Получает он 75 евро в день – брутто, но почти все время спит и живет в своем грузовике, потому что с финансовой точки зрения у него нет другого выбора.
Право на минимальную заработную плату не для всех?
Другой водитель, родом из Украины, был нанят словацким агентством и ездит по всей Германии. По его словам, он получает минимальную заработную плату в Словакии плюс на некоторые расходы. По данным Fair Mobility, водители имеют право на минимальную заработную плату в Германии, которая намного выше словацкой.
«Это обычная практика. Так платят всем водителям-дальнобойщикам из-за пределов ЕС. У них нет возможности перейти к другому работодателю, потому что его сложно найти», – сказала Анна Вейрих из Немецкой организация Fair Mobility («Справедливая мобильность»). Эта инициатива созданная для привлечения внимание к плохим условиям труда водителей грузовиков в транспортных компаниях.
Можно ли водителям отдохнуть?
Речь идет не только о деньгах, но и о достойной частной и семейной жизни, говорит социолог Стефан Селл из Университета Кобленца. Он указывает на то, что часто игнорируется положение, согласно которому водители должны каждые 8 недель возвращаться на родину для оздоровления. «На самом деле, из многих отчетов мы знаем, что эти водители часто проводят месяцы и даже больше года, передвигаясь из одного пункта назначения в другой в Западной Европе, что на самом деле недопустимо с точки зрения закона», – отмечает социолог.
Сейчас все чаще нанимают водителей из стран Азии. Они еще больше зависят от прихотей своего начальства из-за расстояния. Голландские профсоюзные активисты записали, с какими дикими оскорблениями и угрозами с ними обращаются работодатели.
Некоторые агентства требуют предоплату
Представитель нидерландского транспортного профсоюза FNV Эдвин Атема уже много лет борется с этой несправедливостью. Водитель из Филиппин рассказал ему, что он уже 8 месяцев ездит по ЕС и боится, что его поймает полиция, поскольку у него нет вида на жительство. Два водителя из Индии говорят, что получили работу по объявлению в газете. Чтобы приехать сюда, им пришлось заплатить агентству 4000 евро. Теперь они получают 1700 евро на человека в месяц и вместе водят машину более 21 часа в сутки.
Для соблюдения закона существует проблема правоприменения. По словам эксперта по рынку труда Стефана Селла, большинство пострадавших водителей мирятся с эксплуатацией по очень простой причине: если иностранные водители-дальнобойщики из стран, не входящих в ЕС, потеряют работу, то они потеряют и право на проживание.
Профсоюз вступился, но есть сложности
Немецкий профсоюз VERDI уже много лет борется за улучшения положения иностранных водителей и призывает к установлению минимальной заработной платы в Европе, основанной на самой высокой минимальной заработной плате в ЕС.
Однако Федеральное правительство заявляет, что это вряд ли может быть реализовано на уровне ЕС. Так что с людьми в Германии, вероятно, и дальше будут обращаться, как с рабами.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников