Как плохая реставрация принесла прибыль в полмиллиона евро
Худшая реставрация в истории Испании принесла маленькому городку почти полмиллиона евро.
Неумело отреставрированная фреска с изображением Христа в городке Борха стала известна во всем мире и привлекла туда сотни тысяч туристов, сообщает итальянский портал Il Post.
В маленьком городке Борха на севере Испании находится скромная церковь. В ней есть фреска, которая была выполнена в 1930 г. малоизвестным испанским художником Элиасом Гарсией Мартинесом. Это изображение Христа в терновом венце размером приблизительно 60х40, было названо по-библейски Ecce Homo («Се человек»). Фреску художник написал, вдохновившись картинами итальянского художника ХVII века Гвидо Рени.
Когда десять лет тому назад краска на фреске облупилась от влаги, 81-летняя любительница рисования Сесилия Хименес выступила с инициативой восстановить фреску. Сесилия не имела представления, как именно нужно проводить реставрацию, а потому решила просто написать фреску заново. В результате получилось изображение больше напоминающее мохнатую обезьяну, которую так и назвали Ecce Mono («Се обезьяна»).
Первым, кто осудил неуклюжую реставрацию фрески, был культурный блог местного Центра изучения Борхи, который в августе 2012 года опубликовал пост под названием «Невероятный факт». Там говорилось о том, что фреска была изуродована неизвестным. Спустя пару недель личность автора, местной прихожанки Сесилии Хименес, была раскрыта. Вскоре об этом узнала вся Испания и разразился невероятный скандал.
Незадачливая художница провела несколько дней в постели в приступе паники и депрессии из-за внезапного освещения в СМИ и критики. Затем Хименес сказала, что решила действовать, потому что не могла видеть, как фреска (которую она считала лучшим изображением Христа в ее районе) повреждена влажностью, и что она вмешалась, попросив разрешения у приходского священника. Однако священник заявил прессе, что никогда не давал согласия на реставрацию.
Реставрация Сесилии Хименес подверглась резкой критике со стороны муниципалитета Борха, некоторых профессионалов в области искусства и реставрации, а также наследников автора работы, которые в то время собирали средства на реставрацию. Сначала было решено прикрыть работу фотографией оригинала, а уже затем приступить к настоящей реставрации. Однако через несколько дней стало ясно, что потенциал «восстановленной» версии гораздо выше, чем у оригинальной картины.
Центр изучения Борхи привлек большое внимание прессы и сотен зрителей, которые хотели увидеть «реставрацию» Хименес. Новость подхватили центральные испанские газеты и также журналисты со всего мира, от Новой Зеландии до Канады.
Авиакомпания Ryanair воспользовалась случаем и провела рекламную кампанию, продавая авиабилеты за несколько евро до Сарагосы (ближайший аэропорт к Борхе) для тех, кто хотел лично увидеть «восстановленную» фреску. В 2016 году в Борхе был открыт центр, посвященный истории «восстановленного Христа», вместе с которой была выставлена репродукция оригинального изображения. В храме разместили карту мира, на которой посетители могут отметить свою страну происхождения, на данный момент их 120. При церкви был открыт сувенирный магазин, в котором продаются тематические футболки с изображением «восстановленной» фрески, кружки, закладки для книг, карандаши, ручки, вино и магниты на холодильник. По официальным данным мэрии, за десять лет в Борхе побывало 235 тысяч человек, хотя, говорят, в эту цифру не входят дети или приезжие, пришедшие без билета, поэтому цифра несколько выше. Сегодня приток стабилизировался на уровне 10-11 тысяч посещений в год.
«При всем уважении к оригинальной картине Элиаса Гарсии, самая важная работа сейчас принадлежит Сесилии Хименес», – прокомментировал ситуацию мэр Борхи.
Увидеть работу Хименес стоит 3 евро и за год приносит около 40 тыс. евро, часть из которых тратится на оплату труда сотрудников, работающих в церкви и магазине, а часть жертвуется муниципальной программе для несамостоятельных пожилых людей. Много лет назад Сесилия Хименес, которой сейчас 91 год, смогла получить часть авторских прав на свое произведение и собрать часть причитающихся ей доходов, которые отдала на благотворительность муниципалитету.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников