Наверх

Старейшему в мире Лондонскому метро исполнился 161 год

10 января 2024

Именно 10 января 1863 года в Лондоне была открыта первая линия метрополитена протяженностью 6 км. Там было всего 7 станций.

Официальное название Лондонского метро – London Underground (Лондонская подземка), но в народе его называют The Tube (тоннель, труба). На протяжении десятилетий эта «труба» играла и продолжает играть значительную роль в истории Англии и Лондона.

Открытие для VIP-гостей

Во время первого рейса 10 января 1863 года специальный паровоз провез деревянные вагоны с газовым освещением между станциями Паддингтон и Фаррингтон. В тот исторический день по данному маршруту проехали около 700 высоких гостей, в том числе будущий король Эдуард VII, приглашенный на церемонию организаторами проекта.

Когда они прибыли в пункт назначения, на вокзале организовали банкет, на котором выступил депутат от консерваторов Роберт Лоу. Он высоко оценил достижение, отметил проблемы, с которыми пришлось столкнуться инженерам и строителям. При этом он же за несколько лет до этого называл строительство метро «оскорблением века».

Первым метростроевцам действительно пришлось обходить газовые, водопроводные и канализационные трубы и каналы, пробираться через сложный и запутанный лабиринт коммуникаций и грунта.

Как о событии века писали лондонские газеты?

Лондонские газеты отмечали, что раньше на прохождение определенного расстояния тратилось по 45 минут, а то и полтора часа. Теперь на подземке в искомый пункт назначения можно было добраться за 15-20 минут. Одни журналисты с восхищением писали о полном отсутствии влаги в тоннелях, о просторных вагонах и хорошо организованной системе освещения. Другие отмечали плавность линий и комфорт вагонов, отмечая, что нет ничего более приятного, чем простая, но эффективная работа новых железнодорожных сигналов.

Небольшую ложку дегтя в бочку меда положила лишь Yorkshire Gazette, которая отметила, что путешествие прошло легко, но в туннелях было холодно и требовалась теплая одежда.

Второй день работы метро сильно отличался от первого

Следующий день, 11 января 1863 года, начался спокойно, в 6 часов утра ушел первый поезд с рабочими. Однако уже к 8 часам на вокзалах собрались огромные толпы людей, поскольку многие лондонцы хотели удовлетворить свое любопытство и увидеть новый, революционный вид транспорта. Это спровоцировало хаос, к которому городские власти оказались совершенно не готовы и в результате пассажиры первого класса были вынуждены путешествовать третьим классом и наоборот. В тот субботний день около 40 тыс. человек очень хотели проехать в поезде по «трубе», а полицейские и железнодорожники оказались совершенно не в состоянии контролировать ситуацию.

На следующий день, в воскресенье, также не удалось удовлетворить огромный спрос жителей Лондона. Чтобы решить проблему количества рейсов, решили привлечь для этого паровозы и вагоны, не предназначенные для проезда в метро. Эта ошибка дорого обошлась и на долгие годы запятнала репутацию нового изобретения, поскольку дым и пар, образуемые паровозами, скапливались в туннелях и вызывали у многих людей недомогание.

Техника безопасности оставляла желать лучшего

В воскресенье вечером обнаружилось, что вентиляция некоторых участков линии, особенно станции Гауэр-стрит, была настолько несовершенна, что несколько служащих компании ощутили головокружение и даже потеряли сознание. В какой-то момент все чиновники станции оказались не в состоянии выполнять свои обязанности.

Возможно, именно из-за «плохого воздуха» три года спустя в метро была зафиксирована первая смерть. В 1867 году на станции метро Кинг-Кросс умерла некая Элизабет Стейнсби. Сначала девушка жаловалась на легкую боль в груди, затем в какой-то момент ей стало очень жарко, а выйдя из вагона она потеряла сознание и умерла. Было проведено тщательное расследование и врачи пришли к выводу, что большие количества газообразной серной и углекислоты, обнаруженные в тоннелях, ускоряют смерть больного человека.

Невидимые обитатели подземки

Было бы странно, если бы история английского метро не изобиловала привидениями. Говорят, что некоторые из них обитают на станциях, прежде всего на Бенталь-Грин, где во время Второй мировой войны, 3 марта 1943 года произошла давка, в результате которой погибли 173 человека. Сегодня сотрудники станции утверждают, что иногда по ночам на платформе можно услышать призрачные крики и вопли неизвестного происхождения.

На станции Кинг-Кросс 18 ноября 1987 года произошел пожар, унесший жизни 31 человека. С тех пор пассажиры и персонал неоднократно видели и слышали испуганную девушку в джинсах, кричащую и плачущую по неизвестным причинам. Говорят, что когда к ней приближаются, она исчезает.

В лондонском метро есть и станции-призраки, их 49. Еще 30 не используются, а служат другим целям или полностью закрыты. Но, несмотря на все эти истории, лондонцы не боятся ездить в метро в любое время дня и ночи.

Ежедневно 11 линий лондонской подземки перевозят около 5 млн человек, а весь подвижной состав ежегодно преодолевает маршрут, эквивалентный 90 полетам на Луну – 83,6 млн км. Число пассажиров, перевезенных за 365 дней, составляет примерно 1,35 млрд человек, а через самую загруженную станцию – Ватерлоо, за год проходят более 100 млн пассажиров.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
21 февраля 2024 20 февраля 2024 19 февраля 2024
Все новости