Наверх

Александр Лукашенко назвал 5 проблем белорусского высшего образования

13 февраля 2024

Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 февраля провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.

Президент Беларуси Александр Лукашенко напомнил, что ранее он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Глава государства конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.

Первая проблема, обозначенная Президентом, – разрыв между спросом и предложением на рынке труда.

– Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии – это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление, – подчеркнул Александр Лукашенко. Кроме этого, он отдельно остановился на фактах уклонения от отработки и так называемых “договорняках” между нанимателями и вузами.

Белорусский лидер ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.

Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, – это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая. Отдельно глава государства поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.

– Как объясняете дефицит кадров по востребованным специальностям? – спросил Александр Лукашенко. – По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создали столько профильных классов, если менее 30% выпускников этих классов поступает по профилю?

Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение.

– У меня есть данные: чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие “специалисты”? – обозначил проблемные моменты глава государства.

Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования.

Президент не исключает, что при должном распределении кадров и преобразовании обучающих программ дефицита преподавателей не будет, а скорее, наоборот, возникнут дополнительные незадействованные кадры. Это в первую очередь сфера ответственности ректоров вузов, которые должны инициировать как обновление программ обучения, так и усилить спрос с преподавателей.

Особое внимание глава государства обратил на качество учебников. Президент рассказал, что недавно ознакомился с учебником по философии для студентов вузов, по которому обучается младший сын Николай.

– Слушайте, какой кошмар! – дал свою оценку Александр Лукашенко. – Что они написали – это ужас! Советские учебники давали четкие структурированные ответы на все вопросы, а там такой хлам… Ни один студент это не выучит.

В этой связи глава государства еще раз повторил свое требование привести в порядок учебники, особенно школьные, изложив информацию в них нормальным, доступным для учащихся языком.

Касаясь проблемы старения профессорско-преподавательского состава, Александр Лукашенко подчеркнул, что дело не столько в возрасте:

– Хотелось бы видеть достойную смену. Завтра, после нас кто будет? Особенно по тем специальностям, в которых остро нуждается наша страна сегодня и есть перспектива в будущем.

При этом Президент отметил, то ситуация с профессорско-преподавательским составом в высшем образовании не критическая, однако по отдельным направлениям, в первую очередь техническим, она настораживает. Поэтому он ожидает от всех ответственных лиц конкретных предложений по обозначенной тематике.

Говоря о четвертой проблеме в системе высшего образования, Александр Лукашенко подчеркнул, что “образование никогда не было и не может быть вне политики”.

– Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей “режима”, то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений. Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020-м. И многие “смыслы”, которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях, – подчеркнул глава государства.

Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью. Зачастую ответственные за сферу высшего образования увлекаются статистикой и самоотчетами, критично заметил глава государства. Например, министр образования Андрей Иванец до настоящего времени не предложил кандидатуру на вакансию замминистра по идеологии, хотя она была открыта по его просьбе в ноябре 2023 года.

Президент поручил создать рабочую группу для проверки системы образования по аналогии с тем, как это было недавно с системой здравоохранения.

В первую очередь Президент потребовал обратить внимание на содержание и качество программ обучения и рассмотреть возможность сокращения времени подготовки по отдельным специальностям.

– Нам надо точно посмотреть в ходе работы этой рабочей группы, какие будут программы и под эти программы – соответствующее образование. Может быть, не пять лет где-то, не четыре года, а три и четыре года, – сказал глава государства.

До 1 сентября мы должны четко определиться, что будем делать. И если нужно (а скорее всего, нужно будет), встретимся в конце августа после работы той комиссии, которая будет создана и прошерстит все вузы, посмотрит, как и в здравоохранении. Мы подведем итоги и сделаем выводы, с кем дальше будем работать
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Президент пояснил, почему он так жестко ставит этот и другие вопросы.

– У нас идет смена поколений. Все, сидящие здесь, рано или поздно уйдут. А кто придет за нами? Не будем ли мы себя корить, что что-то не сделали? Надо всем зашевелиться, встряхнуться! От нас же с вами зависит, что будет завтра в Беларуси, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Мы сегодня должны думать, кто придет после нас. Нам надо для наших детей выстроить нормальную систему и оставить ее. И мы же не умираем. Мы будем смотреть со стороны, будем локти кусать: почему мы этого не сделали, почему не решили. Надо привести в чувства высшую школу. Без этого мы никуда не двинемся.

Подготовила Ядвига ЧЕРНЫХ

Фото с сайта president.gov.by

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 февраля 2024 25 февраля 2024 24 февраля 2024 23 февраля 2024
Все новости