Наверх

Бес изъяна

12 января 2024

Когда рассуждают о качестве, обычно исходят из категорий «сделано на совесть» или «брак и халтура». А если я скажу, что это еще и вопрос национального самоуважения?

Люди старшего поколения помнят, с каким придыханием в период позднего СССР говорили: «югославская кухня», «чехословацкая люстра», «обувь из ГДР». Предел мечтаний рядового гражданина! Потому что «у нас так не делают». После развала Союза мнение «заграничное – значит, добротное» стало аксиомой. Однозначно надо брать, даже если втридорога.

Что греха таить, отечественные производители в то время действительно хромали на обе ноги. Наши товары уступали зарубежным во всем – по дизайну, функционалу, надежности. О конкуренции никто и не заикался. Причины на поверхности: разруха в производстве, разруха в головах. Порой работали на манер героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» с его разгильдяйским «И так сойдет».

Не было какого-то волшебного момента, когда все вдруг спохватились и разом взялись за ум. Перестройка сознания происходила постепенно, неравномерно, натужно. Сильно мешало техническое отставание от Запада – изношенное оборудование и устаревшие технологии. Очевидно, что даже при большом желании нельзя построить космолет из грязи и палок.

Изменения начались именно с модернизации, которую справедливо признали одним из ключевых условий развития Беларуси. Переоснащение производства стимулировало людей более ответственно относиться к своему труду: когда есть хорошее рабочее место с достойной зарплатой – почему бы не постараться? На выходе стали получать продукцию, которую уже не стыдно было сравнивать с импортной.

Пожалуй, покупатели были последним бастионом скепсиса. Приходилось их чуть ли не упрашивать – вспомним агиткампанию «Купляйце беларускае». Но отношение к отечественным новинкам менялось. Поначалу с пренебрежительного на заинтересованное. Было место и удивлению. Затем фраза из телерекламы «Если нет разницы, зачем платить больше?» пошла в народ. Люди осознали, что глупо переплачивать за распиаренные бренды. И признали, что «наши-то научились делать».

Да, по некоторым позициям зарубежные аналоги еще предпочтительнее. С другой стороны, белорусское для кого-то тоже импорт и также превосходит местных конкурентов. Например, мясо-молочная продукция из Беларуси в российских городах расходится на ура. А самосвал БелАЗ-75710, способный перевезти 450 тонн? Больше никто в мире такую махину сделать не смог.

Мы долго шли от пиетета перед иностранным к самоуважению – пониманию, что можем не хуже. Но это не конец пути. Здесь вообще не может быть финишной ленточки: пересек, принял поздравления и расслабился. Репутация – постоянная дорога вверх, на которой единственным ориентиром выступает гарантированное качество.

Олег ФЁДОРОВ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА и носит иллюстративный характер

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
27 февраля 2024 26 февраля 2024 25 февраля 2024
Все новости