Наверх

Куда вывозят снег с минских улиц: побывали на снегоплавильном заводе и снежных полигонах

07 декабря 2023

Минск уже щедро засыпало снегом. Его уборкой ежедневно занимаются более 2 тыс. человек и около 160 единиц техники. Благодаря их круглосуточной работе столичным жителям не приходится добираться на работу по сугробам. Но, идя по очищенному асфальту, задумывались ли вы когда-нибудь, что коммунальщики делают со всем этим снегом? На поиски ответов отправился наш корреспондент.

«За сутки приняли 306 грузовиков»

Единственный в Минске снегоплавильный завод в Чижовке заработал с первыми же серьезными осадками – 29 ноября. С тех пор у контрольно-пропускного пункта не прекращается очередь из грузовиков, груженных снегом. Правда, по словам работников, пять машин, – это еще не очередь.

– Наша проектная мощность – 5 тыс. куб. м в сутки. За ее пределы мы выходили лишь раз – в 2017 году. К нынешним же объемам мы полностью готовы, они еще не разу не превысили проектную мощность, – рассказывает заместитель начальника производства «Минскочиствода» «Минскводоканала» Наталья Полякова. – Так, 5 декабря нам привезли более 3,5 тыс. куб. м снега, 6 декабря – 4 163,4 куб. м. Это 205 и 306 грузовиков соответственно. Всего же с конца ноября мы приняли 18 380 куб. м снега.

Схема проста, – сначала машины выгружают снег в сепараторы, где его измельчают специальные дробилки.

– Затем в камеру подается теплая сточная вода из городской канализации. Снег плавится и идет в резервуары. В них масса проходит по нескольким коридорам, где оседает песок, и через решетки, где задерживается бытовой мусор, – объясняет Наталья.

Далее талый снег самотеком поступает в насосную станцию и перекачивается на Минскую очистную станцию. Уже очищенную воду сливают в Свислочь.

Что касается оставшегося в резервуарах песка, то им займутся весной, когда в городе не останется снега. Мусор вычистят и захоронят на полигоне, работники, нанятые только на одну зиму, уволятся, а очищенный завод будет мирно спать до следующих снегопадов.

– На данный момент с нами заключили 43 договора. Но сейчас только начало зимы, будут еще. Основную массу снега нам привозят предприятия Ремавтодоров Заводского, Ленинского и Партизанского районов. Также договоры заключают некоторые юрлица, которые убирают свою территорию и на арендованных грузовиках везут нам снег.

Понятно, что для такого большого города, как Минск, одной снегоплавильни мало. Ранее белорусские СМИ со ссылкой на «Минскводоканал» писали, что рассматривается строительство еще двух таких пунктов. В отличие от снежных свалок, заводы можно расположить ближе к городу, они занимают меньше места, а снег, проходящий через сепараторы, не наносит экологического вреда почве.

Но пока в городе работает лишь один снегоплавильный завод, и снежные полигоны по-прежнему актуальны. Даже для трех перечисленных районов.

– Останавливать работу во время снегопада нам приходилось только раз, в 2017 году, когда в резервуарах накопилось слишком много песка. Мы остановили работу завода на одни сутки, а тем временем грузовики вместо нас возили снег на полигоны.

«Вывезли уже треть от прошлогодних объемов»

Как нам рассказали в Горремавтодоре, сейчас в Минске работают восемь снежных полигонов, в совокупности рассчитанных на 489 тыс. куб. м бурого материала с городских улиц. Продолжают принимать грузовики в том числе и полигоны, закрепленные за Партизанским, Ленинским и Заводским районами, хоть и не в таких объемах, как до появления снегоплавильного завода.

– За прошлый зимний период на места складирования было вывезено около 350 тыс. куб. м. С ноября же 2023 года мы вывезли уже 140 тыс. кубометров, – рассказывает заместитель гендиректора по содержанию объектов благоустройства ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Артем Ганчар. – То есть, получается, что за две последних недели мы вывезли треть от всего, что убрали прошлой зимой.

В основном, снег на свалки отправляют закрепленные за ними районные отделения Ремавтодора. Но, как и в случае со снегоплавильным заводом, свои грузовики могут пригнать и юридические лица, которые, например, располагаются близко от полигона. Но сделать это можно только заключив договор с Ремавтодором.

– Наша первостепенная задача – обеспечить нормальное движение автомобилей и пешеходов в городе. Но если на полигоны снег начнут возить все желающие, начнется хаос, – объясняет Артем Ганчар. – Грузовики «со стороны» просто завалят весь полигон, и не дадут нашим машинам на нем протолкнуться. Следовательно наши грузовики будут медленнее выгружаться, и реже ездить на загрузку снега.

Каждый год перед началом холодов санитарные и экологические службы берут почву с полигонов на пробу. И только после того, как ученые решат, что место выдержит еще один сезон под песком и противогололедной смесью, на свалки начинают возить снег с городских улиц.

– Этот снег нужно будет растопить. Наши машины его постоянно шевелят, переворачивают. Так он быстрее тает. В противном случае снег утрамбуется и станет плотным, как лед, – объясняет заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства. – Весной выглядывает солнышко, снег начинает потихоньку таять. В нем обнаруживается различный бытовой мусор – фантики, бычки. Мы его собираем и отвозим на полигон.

После этого районные отделения Ремавтодора приступают к рекультивации земель на своих полигонах. Способы по восстановлению почвы каждый из районов выбирает сам. Например, можно собрать вредные химикаты с помощью сорбентов, а потом сжечь или захоронить на полигоне. После этих работ ученые снова должны взять почву на пробу и вынести вердикт об удовлетворительном состоянии земли.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 февраля 2024 24 февраля 2024 23 февраля 2024 22 февраля 2024
Все новости