Мировая авиационная отрасль возвращается к прибыльности. Как обстоят дела в Беларуси
По данным Минтранса, в санкционных условиях Беларусь делает упор на развитие полетов в южном и восточном направлениях.
В конце прошлого года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила, что мировая авиационная отрасль вернется к прибыльности в 2023 году. Пассажиропоток, наконец, достигнет доковидного уровня, то есть показателей 2019 года. Особенными успехами, считают эксперты, смогут похвастаться такие регионы, как Северная Америка, Европа и Ближний Восток. А вот Латинская Америка, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион по-прежнему останутся в минусе. К слову, IATA объединяет 300 авиакомпаний, которые выполняют более 80% всех общемировых воздушных перевозок.
Если говорить о развитии белорусской авиации, то здесь ситуация выглядит неоднозначно. С одной стороны, санкции не могут не сказываться на прибыли. А с другой – сложности всегда заставляет пересмотреть стратегию, по-новому взглянуть на отрасль и искать способы ее развития. В прошлом году пассажирооборот белорусских авиаперевозчиков оказался несколько ниже показателей 2021 года, зато значительно превысил объемы 2020-го. Наша страна в условиях санкций активно осваивает и развивает восточное и южное направления. Вместе с тем особый виток развития получили внутриреспубликанские перевозки.
По словам главы департамента по авиации Минтранса Артема Сикорского, финансовая устойчивость отрасли достигнута. Предприятия работают стабильно и продолжают реализовывать крупные инвестиционные проекты. Компаниям удалось сохранить трудовые коллективы и обеспечить людям современные и комфортные условия труда. Более того, поскольку спрос на авиационных специалистов ежегодно растет не только в Беларуси, но и во всем мире, недавно у нас открылась национальная школа пилотов. Обозреватель портала 1prof.by беседовала с деканом факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации и ребятами, которые через несколько лет первыми получат диплом по специальности «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации».
Весна-лето-2023: куда полетят белорусы
Авиакомпания «Белавиа», несмотря на ряд трудностей, постоянно расширяет рынок авиаперевозок. Сейчас с «Белавиа» можно улететь в города Шарджа и Дубай в ОАЭ или в город Сочи. Прямым рейсом из Минска можно добраться в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Калининград. Также с «Белавиа» можно посетить один из древнейших городов Грузии Кутаиси, столицу Азербайджана Баку и столицу Казахстана Астану, отправиться в турецкий Стамбул. В наступившем 2023-м году национальный авиаперевозчик намерен пополнить маршрутную сеть авиакомпании. Так, ведется работа по получению разрешения на восстановление полетов в Алматы и Тель-Авив. Например, в столицу Катара Доху «Белавиа» планирует полеты уже в марте 2023 года. В карте полетов появится и город Дели. Запланировано открытие новых направлений в России – Мурманск, Махачкала (Республика Дагестан) и т.д. Ожидается разрешение на восстановление полетов в Алматы и Тель-Авив.
Вместе с тем, существует несколько прямых направлений из Беларуси, которые позволяют нашим туристам отдохнуть на море. Речь, в частности, идет о таких странах, как Турция, Египет, ОАЭ, Грузия.
В целом, в планах авиакомпании увеличить и объемы транзитных пассажиров на уже имеющихся маршрутах. Это станет возможным, благодаря повышению привлекательности условий полетов. К слову, «Белавиа» стала самой актуальной авиакомпанией в 2022 году.
Не за горами к тому же летний сезон, который начнется по международным нормам IATA в последнее воскресенье марта. По традиции с приходом весны «Белавиа» вводит сезонные рейсы и новые направления, а также увеличивает частоту выполнения полетов.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Валерия КАРТУЛЯ, носит иллюстративный характер