Наверх

Владимир Макей: «Для командира воздушного судна «Белавиа» безопасность пассажиров превыше всего!»

26 апреля 2022

Знаете ли вы, что 26 апреля стал Всемирным днем пилота только в 2014 году? А предложила идею турецкая авиакомпания в честь первого своего полета в 1912 году. Всемирный день пилотов в Беларуси отмечают люди, чья деятельность связана с пилотированием «небесных птиц». В канун праздника мы побывали в Национальном аэропорту «Минск» и побеседовали с пилотом компании «Белавиа» Владимиром Макеем.

О личном

Молодому и подающему надежды командиру самолета Владимиру Макею всего 30 лет, он коренной минчанин. Учился в обычной средней школе, потом – в лицее БГУ.

По словам пилота, о том, чтобы связать свою жизнь с гражданской авиацией, он задумался только лет в 16, а все потому, что у мамы была подруга, которая работала бортпроводницей. Она и порекомендовала присмотреться к престижной профессии пилота.

В итоге молодой человек решил покорять Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (сегодня это Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева – прим. автора). Но с первого раза не поступил, подвела физическая подготовка, хотя специальную медицинскую комиссию на годность к полетам по состоянию здоровья парень прошел успешно.

– Я уделял огромное внимание профильным предметам, готовился с репетиторами, а физкультура отошла на второй план, не думал, что это столь важно, ведь я всегда был спортивным и показывал хорошие результаты. Требования оказались довольно жесткие, к тому же была большая конкуренция на место в летном училище, – поделился Владимир.

И тогда парень пошел учиться в БГУ на радиофизику, а параллельно работал над своей физической формой и через год, со второй попытки, все-таки добился своего – стал курсантом Ульяновского училища гражданской авиации.

В «Белавиа» Владимир Макей пришел сразу после выпуска в 2015 году и работает в компании уже практически 7 лет. За это время налетал 4 тысячи часов, а 2 года назад получил повышение до командира воздушного судна.

Семья к такой сложной работе отнеслась с пониманием, жена и родители уважают выбор Владимира и во всем поддерживают.

 – Работа пилота, конечно, сказывается на семейной жизни, но родные понимают, что я могу работать по ночам, по праздникам, часто бываю в командировках, – подчеркивает Владимир Макей. – Необычный график накладывает отпечаток на семейный образ жизни: у пилотов нестандартный союз, когда утром и вечером видишь человека, а все выходные вы проводите вместе. В нашей профессии, к сожалению, отсутствует какое-то долгосрочное планирование. Ты всегда завязан на расписании, но мои родные подстроились под такой график, и живем мы счастливо.

Кстати, спускаясь с небес на землю, пилоты такие же обычные люди, как и все вокруг. Они занимаются спортом, следят за своим здоровьем. Хобби у большинства стандартное: чтение книг, просмотр кинопремьер. Многие занимаются плаванием, бегают, рыбачат. Владимир же нашел отдушину в игре в сквош.

О профессии

По-разному приходят в гражданскую авиацию. Как отмечает наш собеседник, среди его коллег много пилотов-выходцев из авиационных семей.

– У ребят часто работает пример отца, слушаешь папины истории и начинаешь влюбляться в небо. Работа пилота достаточно красивая и престижная, ребенок этим вдохновляется и тоже идет по стопам главы семьи. Таким мальчишкам с детства прививают авиационную культуру. А когда ты не живешь в авиационной семье, то просто смотришь фильмы и мечтаешь о штурвале самолета, – отмечает Владимир Макей.

Но в пилоты гражданской авиации принимают особый контингент: спортивных молодых ребят и девушек! Да-да, сегодня среди «покорителей небес» в гражданской авиации начали появляться представительницы прекрасного пола – в компании «Белавиа» их две, девчата справляются с пилотированием «небесных птиц» не хуже командиров-мужчин.

– Когда я поступил в летное училище, на моем курсе не было ни одной девушки – набрали 200 ребят. Через год в ряды курсантов была зачислена первая девушка, а когда я выпускался – их было уже 5. Я часто слышу в эфире женщин-пилотов и считаю, что это хорошая практика, – поделился своим мнением Владимир Макей.

Компания «Белавиа» сейчас эксплуатирует 2 типа самолетов: – Embraer и Boeing. Владимир летает на самолете бразильского производства Embraer, хорошо знает этот тип лайнеров и прекрасно пилотирует. Он самый главный человек на борту, отвечает за принятие решений и безопасное выполнение рейса из пункта А в пункт Б.

– Крайнее слово всегда за командиром воздушного судна: от распределения грузов и количества заправки топлива до технической части полета. Командир принимает самолет и знакомится с анализом погоды, следит за полетом по маршруту. Обход опасных метеоявлений, выполнение взлетов и посадок, ведение радиосвязи – везде несет персональную ответственность за безопасность и комфортность рейса.  По этим критериям оценивается моя работа, – ввел в курс дела Владимир Макей.

Летный экипаж состоит минимум из 2 человек: командир и второй пилот либо командир и инструктор – у них разные функции.  В аэропорту можно наблюдать, когда к самолету идут 3 пилота: так и знайте, что среди них 1 – новичок в авиации, который обучается и набирается опыта, с ним летит инструктор и второй опытный пилот, который наблюдает за «новобранцем». На воздушном судне всегда есть команда бортпроводников – у них свой регламент в зависимости от пассажиров.

Полет на Embraer ограничен дальностью порядка 5 часов. В компании есть и более крупные самолеты – парят в небе до 8 часов. Установлены рабочие нормы по часам, дням и месяцам – за этим следит отдел планирования. Максимум полетов ограничен 13 часами в сутки, если рейс выходит за эти рамки, то в пункте назначения для экипажа предусматривается отдых в гостинице, а потом возвращение в Национальный аэропорт.

– Сейчас рейсы у нас непродолжительные по времени: отдел планирования старается делать так, чтобы один экипаж летел туда и обратно. По расписанию пилотов не закрепляют за какими-то конкретными рейсами. Условно говоря, не летаешь сугубо Минск-Москва. Самолеты уходят в рейс в зависимости от возможности воздушных судов и пассажировместимости, – рассказывает Владимир Макей. – Я летаю практически всю маршрутную сеть, которая разработана для Embraer. Сегодня это может быть Москва, а завтра Нур-Султан, потом Ереван, Тбилиси и т. д. За счет этого работа разнообразная: то ты летишь в горный аэропорт, то ближе к морскому побережью. В этом, я считаю, прелесть нашей профессии.

Быть пилотом – это не просто носить красивую форму, выглядеть круто и гораздо больше путешествовать по миру, чем рядовые граждане, но и образ жизни! Владимир Макей находит много причин, чтобы любить всю жизнь выбранную однажды профессию.

– Как бы это банально не звучало, но независимо от того, какая погода на земле, когда взлетаешь ввысь, то всегда видишь солнце – а это заряжает положительными эмоциями и невольно начинаешь верить, что метеозависимость существует, – поделился пилот. – К тому же у людей моей профессии идет бесконечное развитие, нет такого, что ты вышел на какой-то уровень и держишь его. Надо развиваться в разных сферах: всегда есть что выучить, в чем совершенствоваться – именно о такой работе я мечтал: всю жизнь бежать и не знать, добегу я или нет.

А еще Владимир подметил, что каждый рейс оставляет свои впечатления. У «покорителей небес» ни один рейс не похож на предыдущий, даже если за неделю трижды слетать в Москву, каждый полет будет неповторим. И это тоже опыт, поскольку при перелетах приходится учитывать погодные условия и другие факторы – это и есть ежедневное совершенствование в профессии.

А вот самый необычный и долгий перелет со сложными погодными условиями Владимир Макей совершил через Атлантику.

– «Белавиа» купила новый самолет, и мы везли его с завода в Бразилии в Беларусь: это был полет с промежуточными посадками, потому что из Южной Америки сразу не долететь до Минска. Взлетали с самой восточной точки Бразилии, пересекли Атлантический океан, посадка была в Тенерифе. Поскольку мы летели без пассажиров, то полет был по пределу – топлива у Embraer хватило, чтобы парить в небе 5 с половиной часов, – вспоминает командир воздушного судна. – Полет над Атлантикой меня впечатлил. Здесь часто стоят разные фронты и преобладают сложные погодные условия. Перелет через океан и малоориентируемую местность, когда водные просторы во все стороны и нигде ни клочка земли – это впечатляет и завораживает.

В профессии пилота, конечно же, есть и свои минусы. По мнению Владимира, это сложность и напряженность труда, ненормированный график, изматывающие ночные рейсы, да и в плане ответственности командирам воздушного судна непросто, они постоянно должны быть начеку.

– К тому же из-за профессиональных рисков (речь идет о шумах, вибрации, радиации и т.д.) пилоты подвержены разным болезням.  По факту получается: если хочешь сделать долгую карьеру – надо беречь свое здоровье, – отмечает Владимир Макей.

Кстати, в «Белавиа» сильный коллективный договор, которым предусматривается компенсация за вредность труда как в финансовом плане, так и в виде дополнительных отпусков, если они требуются, чтобы восстанавливать свое здоровье. Есть и другие профсоюзные бонусы. Например, поездки в санатории и профилактории.

О традициях, страхах и суевериях

Страх перед полетом? Как ни странно, но через это проходят практически все молодые пилоты, когда впервые сталкиваются с тем, что им незнакомо.

– Я часто люблю сравнивать авиацию с вождением – есть общее чувство страха, когда предварительно изучил теорию и впервые берешься за практику. Попробуешь раз-второй и приходит осознание: вот как это работает! – делится сокровенным Владимир Макей. – Со временем влюбляешься в высоту, справляешься со своими страхами. Это одна из позиций, которая мне нравится в нашей работе – борьба с собой и как ты справляешься со своим волнением. Сейчас таких страхов нет! Я знаю пределы самолета, свои резервы и контролирую ситуацию.

Меж тем ученые давно установили, что самолет является самым безопасным видом транспорта по многим критериям: просто все трагические авиационные события ярко освещаются в СМИ, что дает такую негативную окраску – так рождаются стереотипы. Возможно, поэтому и пилоты гражданской авиации столь мнительные, в их среде существует много предрассудков.

– Все профессии, которые связаны с таким уровнем ответственности, имеют свои суеверия, но лично я отношусь к ним не как к страхам, а как к традициям. Даже вижу в этом какую-то романтику, – подчеркивает командир воздушного судна.

Из самых популярных суеверий, как рассказал Владимир, пилоты не используют слово «последний», а всегда говорят «крайний» рейс или день. А уж если во время полета оторвалась пуговица, например, то зашивать нельзя до окончания полета или всех перелетов.

– Есть у пилотов и личные суеверия. Я, например, накануне полета не выношу мусор, кто-то из моих коллег не фотографируется до рейса, – поделился Владимир.

По мнению Владимира Макея, есть в авиации хорошая традиция – аплодировать пилоту в конце рейса. Жаль только, что из-за закрытой двери во время посадки, когда идет активное торможение, пилот не слышит какой эмоциональный выброс у пассажиров, как люди радуются, что наконец-то прилетели в свой пункт назначения, хлопают и так благодарят пилотов за комфортный полет. Похвалу экипажу от пассажиров обязательно передают бортпроводники.

– Всегда приятна такая оценка твоего труда в завершении определенного рейса или целого летного дня, – подытожил Владимир Макей.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото автора и компании «Белавиа»

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
27 мая 2024 26 мая 2024 25 мая 2024 24 мая 2024 23 мая 2024 22 мая 2024
Все новости