Общество и профсоюзы

Я бы в летчики пошел: узнали, в какую сумму обойдется курсанту покорение неба и как работает БГАА

До недавних пор даже самые талантливые и умные парни нашей страны не могли освоить на родине профессию пилота – им приходилось учиться за границей. Так как спрос на авиационных специалистов ежегодно растет не только в Беларуси, но и во всем мире, в этом году у нас наконец открылась национальная школа пилотов. Такие возможности, к слову, есть далеко не во всех государствах. Обозревателю портала 1prof.by удалось побеседовать с деканом факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации, председателем профкома учебного заведения, а также с ребятами, которые через несколько лет первыми получат диплом по специальности «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации», и их куратором.

Учебное заведение ведет свою историю с 1974 года. Достаточно долгое время оно существовало в статусе училища. В 1991 году его преобразовали в колледж, а с 2015 года учреждение образования гордо носит название Белорусской государственной академии авиации. В структуру БГАА сегодня входят отделение среднего специального образования, 2 факультета (факультет гражданской авиации и военный факультет) для обучения на первой и второй (магистратура) ступенях высшего образования, аспирантура, а также институт повышения квалификации и переподготовки кадров.

– Пока к нам можно поступить только после 11 классов школы, но сейчас ведется работа по набору курсантов и после 9-го класса на уровень средне-специального образования. Такую практику планируем ввести уже со следующего года, – рассказал декан факультета гражданской авиации Захар Машарский.

В академию авиации можно будет поступить после 9-го класса.

– Мы специфическое и уникальное учреждение, единственное в стране, которое готовит авиационных специалистов гражданской авиации. Срок получения высшего образования зависит от специальности – от 4 до 5 лет. Инженеры-пилоты, например, получают важные для профессии знания и опыт 4,5 года; инженеры по организации движения (диспетчеры) – 4 года, будущие специалисты по технической эксплуатации учатся 5 лет. Если говорить о среднем специальном образовании, то в данном случае курсанты обучаются от 2 лет и 6 месяцев, – поделился декан факультета гражданской авиации.

При поступлении на новую летную специальность абитуриенты должны пройти испытание по определению уровня физической подготовленности. Для остальных направлений достаточно ЦТ с аттестатом, либо только среднего балла аттестата.  Кроме того, перед подачей документов на ряд специальностей молодым людям необходимо предоставить справку с заключением врачебно-летной экспертной комиссии. Комиссию можно пройти заранее и только в Минске, по адресу ул. Короткевича, 7А. В среднем академия ежегодно набирает порядка 150-170 первокурсников по всем направлениям.

– Огромным плюсом нашего учебного заведения является то, что всем нуждающимся курсантам и молодым специалистам предоставляется общежитие. А вот конкурсы при поступлении могут быть самыми разными, в зависимости от специальности. В топе – пилоты и диспетчеры. Если говорить о новой пилотной специальности, то точные данные назвать трудно. Многие желающие поступить отсеялись на этапе ВЛЭК. У диспетчеров были годы, когда конкурс доходил до 5 человек на место. Проходные баллы по каждой специальности можно посмотреть на нашем сайте, – пояснил Захар Машарский.

Стоимость обучения практически на все специальности средняя по стране – порядка 1000 долларов в год, а вот освоить специальность «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» достаточно дорого – около 76 тыс. долларов за весь срок обучения. Это связано с высокими затратами на обучение. Теоретическая подготовка пилотов осуществляется на базе Белорусской государственной академии авиации, а летная – на базе сертифицированных авиационных организациях. Летная подготовка проводится в соответствии с международными стандартами, чтобы обеспечить максимальную конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

– Суммы серьезные, но в мировом масштабе стоимость у нас ниже, чем за рубежом, – объяснил Захар Машарский.

Надо сказать, что учиться в академии авиации достаточно сложно. Акцент сделан на таких предметах, как математика и физика.

Учреждение образования сотрудничает с ведущими авиационными предприятиями страны. Можно сказать, что курсантов готовят под определенные запросы организаций.

Пилоты-первопроходцы

Первыми курсантами специальности «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» стали 13 человек: 8 бюджетников, 5 платников (из которых 2 иностранца). Все они прошли через жесткое сито отбора: врачебно-летную экспертную комиссию и профессионально-психологическое собеседование, централизованное тестирование и физические нормативы. Через пару лет, если все удастся, они получат первые дипломы пилотов белорусского образца.

Своими впечатлениями о ребятах поделился профессор кафедры организации движения и обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также куратор группы пилотов Олег Скрыпник.

– Пока я только общаюсь с ребятами. Учить их буду чуть позже. Но должен сказать, что они отличаются от других курсантов в лучшую сторону в плане интеллектуальных способностей и управляемости. Во всяком случае, так мне показалась. Парни крайне организованные и активные. Сейчас осваиваем с ними дистанционную форму обучения, интерес с их стороны вижу в этом вопросе. Во время встречи с командиром авиационного отряда ОАО «Авиакомпания «Белавиа» ребятам сказали, что на работу возьмут только лучших в учебе. Первокурсники восприняли это довольно всерьез, и заинтересованы в том, чтобы получать высокие отметки, – описал будни Олег Скрыпник.

В академии отмечают, что выпускниками данной специальности уже интересуются многие предприятия летного направления.

– Есть ряд стран, в том числе в СНГ, где нет летной подготовки. Наша новая специальность – это имидж страны, – подчеркнул куратор группы.

Обозревателю портала 1prof.by удалось пообщаться с тремя будущими пилотами. У каждого из парней своя удивительная история поступления в Белорусскую государственную академию авиации.

Например, Александр Маркевич уже много лет работает в авиационной сфере. После школы молодой человек поступил в БНТУ, затем трудился борт-проводником в «Белавиа», но всегда хотел стать пилотом.

– Когда узнал, что в Беларуси будут обучать пилотов, решил, что обязательно должен использовать этот шанс. На протяжении нескольких месяцев усердно готовился. Несмотря на то, что в школе хорошо учился, многое забылось и пришлось повторять программу. К экзамену по физкультуре также готовился, некоторые нормативы удавалось выполнить не сразу. Но тренировки и огромное желание, в конце концов, помогли мне стать курсантом академии. С нетерпением жду начала практических занятий, – рассказал Александр Маркевич.

Еще один первокурсник Матвей Туровец окончил школу в прошлом году. Но его путь при поступлении также не был простым. Молодой человек собирался поступать в Военную академию, где необходимо было сдавать ЦТ по физике, математике и русскому языку. В феврале узнал о наборе на летную специальность в академии гражданской авиации и тут же стал готовиться – неожиданно пришлось сдавать тестирование по английскому языку. К счастью, времени хватило, и в итоге молодой человек набрал с учетом ЦТ и аттестата 306 баллов, которых хватило для поступления на бюджет.

А вот Никита Ручецкий решил стать пилотом еще в 9 классе. Но так как в Беларуси таких специалистов в то время не выпускали, парень планировал поступать в Россию. К счастью для молодого человека, все сложилось таким образом, что учится он все же на родине.

К слову, у ребят, которые учатся на платном, есть возможность получить скидку в 20, 40 и 60 % в зависимости от их успеваемости, участия в научной и общественной деятельности. Для курсантов, состоящих в профсоюзе академии, тоже есть ряд определенных привилегий. К примеру, отдых в здравницах предоставляется на выгодных условиях – ребята оплачивают лишь 15 % от стоимости путевки.

– Если говорить о сотрудниках, то в академии авиации насчитывается более 300 специалистов – это профессорско-преподавательский состав, обслуживающий и технический персонал и другие, – говорит начальник учебного авиационно-технического центра и председатель профкома Игорь Федоринчик. – 100 % членства в профсоюзах мы пока не достигли, но планомерно к этому идем. В коллективном договоре для работников предусмотрен ряд бонусов: к примеру, дополнительные оплачиваемые дни отпуска. К различным праздникам и важным событиям в жизни сотрудников выплачивается материальная помощь, оказываем помощь на приобретение овощной продукции, предоставляем скидки на отдых в санаториях и многое другое.

Сотрудники, переболевшие коронавирусной инфекцией, получают материальную помощь. Вопросу вакцинации также уделяем отдельное внимание. На базе академии есть пункт по вакцинации, где активно прививаются как работники, так и курсанты.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА