Наверх

Я бы в летчики пошел: узнали, в какую сумму обойдется курсанту покорение неба и как работает БГАА

07 ноября 2021

До недавних пор даже самые талантливые и умные парни нашей страны не могли освоить на родине профессию пилота – им приходилось учиться за границей. Так как спрос на авиационных специалистов ежегодно растет не только в Беларуси, но и во всем мире, в этом году у нас наконец открылась национальная школа пилотов. Такие возможности, к слову, есть далеко не во всех государствах. Обозревателю портала 1prof.by удалось побеседовать с деканом факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации, председателем профкома учебного заведения, а также с ребятами, которые через несколько лет первыми получат диплом по специальности «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации», и их куратором.

Учебное заведение ведет свою историю с 1974 года. Достаточно долгое время оно существовало в статусе училища. В 1991 году его преобразовали в колледж, а с 2015 года учреждение образования гордо носит название Белорусской государственной академии авиации. В структуру БГАА сегодня входят отделение среднего специального образования, 2 факультета (факультет гражданской авиации и военный факультет) для обучения на первой и второй (магистратура) ступенях высшего образования, аспирантура, а также институт повышения квалификации и переподготовки кадров.

– Пока к нам можно поступить только после 11 классов школы, но сейчас ведется работа по набору курсантов и после 9-го класса на уровень средне-специального образования. Такую практику планируем ввести уже со следующего года, – рассказал декан факультета гражданской авиации Захар Машарский.

В академию авиации можно будет поступить после 9-го класса.

– Мы специфическое и уникальное учреждение, единственное в стране, которое готовит авиационных специалистов гражданской авиации. Срок получения высшего образования зависит от специальности – от 4 до 5 лет. Инженеры-пилоты, например, получают важные для профессии знания и опыт 4,5 года; инженеры по организации движения (диспетчеры) – 4 года, будущие специалисты по технической эксплуатации учатся 5 лет. Если говорить о среднем специальном образовании, то в данном случае курсанты обучаются от 2 лет и 6 месяцев, – поделился декан факультета гражданской авиации.

При поступлении на новую летную специальность абитуриенты должны пройти испытание по определению уровня физической подготовленности. Для остальных направлений достаточно ЦТ с аттестатом, либо только среднего балла аттестата.  Кроме того, перед подачей документов на ряд специальностей молодым людям необходимо предоставить справку с заключением врачебно-летной экспертной комиссии. Комиссию можно пройти заранее и только в Минске, по адресу ул. Короткевича, 7А. В среднем академия ежегодно набирает порядка 150-170 первокурсников по всем направлениям.

– Огромным плюсом нашего учебного заведения является то, что всем нуждающимся курсантам и молодым специалистам предоставляется общежитие. А вот конкурсы при поступлении могут быть самыми разными, в зависимости от специальности. В топе – пилоты и диспетчеры. Если говорить о новой пилотной специальности, то точные данные назвать трудно. Многие желающие поступить отсеялись на этапе ВЛЭК. У диспетчеров были годы, когда конкурс доходил до 5 человек на место. Проходные баллы по каждой специальности можно посмотреть на нашем сайте, – пояснил Захар Машарский.

Стоимость обучения практически на все специальности средняя по стране – порядка 1000 долларов в год, а вот освоить специальность «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» достаточно дорого – около 76 тыс. долларов за весь срок обучения. Это связано с высокими затратами на обучение. Теоретическая подготовка пилотов осуществляется на базе Белорусской государственной академии авиации, а летная – на базе сертифицированных авиационных организациях. Летная подготовка проводится в соответствии с международными стандартами, чтобы обеспечить максимальную конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

– Суммы серьезные, но в мировом масштабе стоимость у нас ниже, чем за рубежом, – объяснил Захар Машарский.

Надо сказать, что учиться в академии авиации достаточно сложно. Акцент сделан на таких предметах, как математика и физика.

Учреждение образования сотрудничает с ведущими авиационными предприятиями страны. Можно сказать, что курсантов готовят под определенные запросы организаций.

Пилоты-первопроходцы

Первыми курсантами специальности «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» стали 13 человек: 8 бюджетников, 5 платников (из которых 2 иностранца). Все они прошли через жесткое сито отбора: врачебно-летную экспертную комиссию и профессионально-психологическое собеседование, централизованное тестирование и физические нормативы. Через пару лет, если все удастся, они получат первые дипломы пилотов белорусского образца.

Своими впечатлениями о ребятах поделился профессор кафедры организации движения и обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также куратор группы пилотов Олег Скрыпник.

– Пока я только общаюсь с ребятами. Учить их буду чуть позже. Но должен сказать, что они отличаются от других курсантов в лучшую сторону в плане интеллектуальных способностей и управляемости. Во всяком случае, так мне показалась. Парни крайне организованные и активные. Сейчас осваиваем с ними дистанционную форму обучения, интерес с их стороны вижу в этом вопросе. Во время встречи с командиром авиационного отряда ОАО «Авиакомпания «Белавиа» ребятам сказали, что на работу возьмут только лучших в учебе. Первокурсники восприняли это довольно всерьез, и заинтересованы в том, чтобы получать высокие отметки, – описал будни Олег Скрыпник.

В академии отмечают, что выпускниками данной специальности уже интересуются многие предприятия летного направления.

– Есть ряд стран, в том числе в СНГ, где нет летной подготовки. Наша новая специальность – это имидж страны, – подчеркнул куратор группы.

Обозревателю портала 1prof.by удалось пообщаться с тремя будущими пилотами. У каждого из парней своя удивительная история поступления в Белорусскую государственную академию авиации.

Например, Александр Маркевич уже много лет работает в авиационной сфере. После школы молодой человек поступил в БНТУ, затем трудился борт-проводником в «Белавиа», но всегда хотел стать пилотом.

– Когда узнал, что в Беларуси будут обучать пилотов, решил, что обязательно должен использовать этот шанс. На протяжении нескольких месяцев усердно готовился. Несмотря на то, что в школе хорошо учился, многое забылось и пришлось повторять программу. К экзамену по физкультуре также готовился, некоторые нормативы удавалось выполнить не сразу. Но тренировки и огромное желание, в конце концов, помогли мне стать курсантом академии. С нетерпением жду начала практических занятий, – рассказал Александр Маркевич.

Еще один первокурсник Матвей Туровец окончил школу в прошлом году. Но его путь при поступлении также не был простым. Молодой человек собирался поступать в Военную академию, где необходимо было сдавать ЦТ по физике, математике и русскому языку. В феврале узнал о наборе на летную специальность в академии гражданской авиации и тут же стал готовиться – неожиданно пришлось сдавать тестирование по английскому языку. К счастью, времени хватило, и в итоге молодой человек набрал с учетом ЦТ и аттестата 306 баллов, которых хватило для поступления на бюджет.

А вот Никита Ручецкий решил стать пилотом еще в 9 классе. Но так как в Беларуси таких специалистов в то время не выпускали, парень планировал поступать в Россию. К счастью для молодого человека, все сложилось таким образом, что учится он все же на родине.

К слову, у ребят, которые учатся на платном, есть возможность получить скидку в 20, 40 и 60 % в зависимости от их успеваемости, участия в научной и общественной деятельности. Для курсантов, состоящих в профсоюзе академии, тоже есть ряд определенных привилегий. К примеру, отдых в здравницах предоставляется на выгодных условиях – ребята оплачивают лишь 15 % от стоимости путевки.

– Если говорить о сотрудниках, то в академии авиации насчитывается более 300 специалистов – это профессорско-преподавательский состав, обслуживающий и технический персонал и другие, – говорит начальник учебного авиационно-технического центра и председатель профкома Игорь Федоринчик. – 100 % членства в профсоюзах мы пока не достигли, но планомерно к этому идем. В коллективном договоре для работников предусмотрен ряд бонусов: к примеру, дополнительные оплачиваемые дни отпуска. К различным праздникам и важным событиям в жизни сотрудников выплачивается материальная помощь, оказываем помощь на приобретение овощной продукции, предоставляем скидки на отдых в санаториях и многое другое.

Сотрудники, переболевшие коронавирусной инфекцией, получают материальную помощь. Вопросу вакцинации также уделяем отдельное внимание. На базе академии есть пункт по вакцинации, где активно прививаются как работники, так и курсанты.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
21 января 2025 20 января 2025 19 января 2025 18 января 2025 17 января 2025
Все новости