Наверх

Почему в Беларуси не делают ставку только на электробусы и как планируют развивать пассажирские перевозки

02 ноября 2021

В соответствии с государственной программой «Транспортный комплекс», доля электрифицированных транспортных средств, выполняющих перевозку пассажиров в пределах города, к концу 2025 года должна составить не менее 30%. Цифры вполне реалистичные, так как уже до конца текущего года этот показатель может достигнуть 27%.

По данным Министерства транспорта и коммуникации, в настоящий момент в Минске работают 93 электробуса, в других городах страны – 14. По мнению заместителя генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Виктора Тозика, в эксплуатации новый электротранспорт зарекомендовал себя неплохо. Учитывая введение в строй БелАЭС, у него в Беларуси большие перспективы.

– Мне как транспортнику со стажем пока больше нравятся троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Кроме того, что они экологичны, у такого транспорта есть возможность продлевать маршруты в микрорайоны, где раньше планировали строить троллейбусные линии, что очень дорого. Часть трассы такой троллейбус идет под проводами, потом может идти без них благодаря накопленному в пути заряду. Если создадут такие машины, которые без подзарядки смогут проходить 300-400 км, сколько проходит наш автобус или троллейбус за две смены, чтобы была возможность заряжать их в ночное время, это будет великолепная техника. Сейчас, учитывая, что автономный ход небольшой, нам приходится их использовать на маршрутах, на которых небольшая длина оборотного рейса. Ставить зарядные станции на конечных – дорогое удовольствие. Поэтому, считаю, что электробусы с успехом могут использоваться и в маленьких городах, в областях, где преобладают непродолжительные маршруты. Поставил одну зарядную станцию – и машина будет весь день работать, – поделился мнением заместителя генерального директора Минсктранса.

Желание перевозчиков иметь максимальный запас хода вполне понятно, но пока не решено, как утилизировать аккумуляторы, использующиеся в электробусах и автономных троллейбусах. Ученые и другие специалисты работают над решением этой задачи.

В Беларуси к 2030 году собираются создать более 1 тыс. 300 электрозарядных станций. В стране уже есть 486 станций, до конца года построят еще 600, половина из которых – быстрозарядные. Правительство утвердило программу создания государственной сети для зарядки электромобилей.

Физическим и юридическим лицам, покупающим электромобили и зарядные станции, могут предоставить новые налоговые льготы и преференции. В частности, предлагают расширить категории транспортных средств – к легковым электромобилям добавить пассажирский и грузовой транспорт. Это позволит отменить сквозной НДС на всей цепочке: от производства и ввоза до покупки электромобилей. Производителей электромобилей могут освободить от уплаты НДС при ввозе автокомпонентов из других государств. Таким образом, цена на электрокар приблизится к стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Сколько транспорта обслуживает жителей столицы в час пик

В утренний час пик на маршруты столицы и пригорода выходят более 1 тыс. автобусов, около 600 троллейбусов и почти 90 трамваев. На 16 филиалах предприятия, из которых 10 транспортных, трудится около 11 тыс. человек. В каждом регионе страны остро стоит проблема нехватки водители, но в Минсктрансе ситуация складывается благополучно.

– На нашем предприятии нет дефицита кадров по водительскому составу. Есть небольшой недокомплект в троллейбусных парках, что некритично, скорее наоборот: это возможность для водителей заработать дополнительно. Работа в выходные дни оплачивается по двойному тарифу. Все перевозки обеспечиваем в полном объеме, и, если вдруг недодаем одну машину на маршрут, для нас это ЧП. Но из разговоров с коллегами из некоторых областных центров знаю, что у них подобная проблема существует: наблюдается большой отток водителей в грузовые перевозки, – пояснил заместитель генерального директора Минсктранса Виктор Тозик.

Экспорт услуг грузового автомобильного транспорта за восемь месяцев увеличился на 26,7% к уровню предыдущего года и составил порядка 1,15 млрд. долларов. В ближайшее время в стране планируют реализовать пилотный проект по развитию электронных форм транспортных документов. В частности, электронной CMR-накладной, которая позволит не только снизить затраты и издержки перевозчика, но и сократить сроки доставки товаров конечному потребителю.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Виталия ГИЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости