В стране

Почему в Беларуси не делают ставку только на электробусы и как планируют развивать пассажирские перевозки

В соответствии с государственной программой «Транспортный комплекс», доля электрифицированных транспортных средств, выполняющих перевозку пассажиров в пределах города, к концу 2025 года должна составить не менее 30%. Цифры вполне реалистичные, так как уже до конца текущего года этот показатель может достигнуть 27%.

По данным Министерства транспорта и коммуникации, в настоящий момент в Минске работают 93 электробуса, в других городах страны – 14. По мнению заместителя генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Виктора Тозика, в эксплуатации новый электротранспорт зарекомендовал себя неплохо. Учитывая введение в строй БелАЭС, у него в Беларуси большие перспективы.

– Мне как транспортнику со стажем пока больше нравятся троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Кроме того, что они экологичны, у такого транспорта есть возможность продлевать маршруты в микрорайоны, где раньше планировали строить троллейбусные линии, что очень дорого. Часть трассы такой троллейбус идет под проводами, потом может идти без них благодаря накопленному в пути заряду. Если создадут такие машины, которые без подзарядки смогут проходить 300-400 км, сколько проходит наш автобус или троллейбус за две смены, чтобы была возможность заряжать их в ночное время, это будет великолепная техника. Сейчас, учитывая, что автономный ход небольшой, нам приходится их использовать на маршрутах, на которых небольшая длина оборотного рейса. Ставить зарядные станции на конечных – дорогое удовольствие. Поэтому, считаю, что электробусы с успехом могут использоваться и в маленьких городах, в областях, где преобладают непродолжительные маршруты. Поставил одну зарядную станцию – и машина будет весь день работать, – поделился мнением заместителя генерального директора Минсктранса.

Желание перевозчиков иметь максимальный запас хода вполне понятно, но пока не решено, как утилизировать аккумуляторы, использующиеся в электробусах и автономных троллейбусах. Ученые и другие специалисты работают над решением этой задачи.

В Беларуси к 2030 году собираются создать более 1 тыс. 300 электрозарядных станций. В стране уже есть 486 станций, до конца года построят еще 600, половина из которых – быстрозарядные. Правительство утвердило программу создания государственной сети для зарядки электромобилей.

Физическим и юридическим лицам, покупающим электромобили и зарядные станции, могут предоставить новые налоговые льготы и преференции. В частности, предлагают расширить категории транспортных средств – к легковым электромобилям добавить пассажирский и грузовой транспорт. Это позволит отменить сквозной НДС на всей цепочке: от производства и ввоза до покупки электромобилей. Производителей электромобилей могут освободить от уплаты НДС при ввозе автокомпонентов из других государств. Таким образом, цена на электрокар приблизится к стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Сколько транспорта обслуживает жителей столицы в час пик

В утренний час пик на маршруты столицы и пригорода выходят более 1 тыс. автобусов, около 600 троллейбусов и почти 90 трамваев. На 16 филиалах предприятия, из которых 10 транспортных, трудится около 11 тыс. человек. В каждом регионе страны остро стоит проблема нехватки водители, но в Минсктрансе ситуация складывается благополучно.

– На нашем предприятии нет дефицита кадров по водительскому составу. Есть небольшой недокомплект в троллейбусных парках, что некритично, скорее наоборот: это возможность для водителей заработать дополнительно. Работа в выходные дни оплачивается по двойному тарифу. Все перевозки обеспечиваем в полном объеме, и, если вдруг недодаем одну машину на маршрут, для нас это ЧП. Но из разговоров с коллегами из некоторых областных центров знаю, что у них подобная проблема существует: наблюдается большой отток водителей в грузовые перевозки, – пояснил заместитель генерального директора Минсктранса Виктор Тозик.

Экспорт услуг грузового автомобильного транспорта за восемь месяцев увеличился на 26,7% к уровню предыдущего года и составил порядка 1,15 млрд. долларов. В ближайшее время в стране планируют реализовать пилотный проект по развитию электронных форм транспортных документов. В частности, электронной CMR-накладной, которая позволит не только снизить затраты и издержки перевозчика, но и сократить сроки доставки товаров конечному потребителю.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Виталия ГИЛЯ