Наверх

Владимир Шантарович: «Мы потеряли как минимум три олимпийские медали»

27 января 2017

Главный тренер сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ прокомментировал решение Международного арбитражного суда.

Международный арбитражный спортивный суд в Лозанне снял однолетнюю дисквалификацию мужской сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ. Справедливость восторжествовала, но осадок, как говорят, остался…

Обыскали даже окрестные кусты

Началось все 12 апреля 2016 года. В тот день на сборах во французском Ле Тампль-Сюр-Ло наша сборная подверглась беспрецедентному обыску с привлечением вооруженных полицейских. Инициатива исходила от антидопингового агентства Парижа, причем разрешение на проведение столь неоднозначной операции дал сам прокурор города Анже. Комментируя произошедшее, главный тренер сборной Владимир Шантарович отметил, что не сталкивался с подобным за всю свою более чем 40-летнюю спортивную карьеру: «Базу окружили по периметру, никого не впускали, никого не выпускали. Прибыли более 40 специалистов. Обыскали комнаты спортсменов и тренеров, физиотерапевта и массажистов, мусорные баки, даже окрестные кусты». А искали все тот же пресловутый мельдоний (препарат «Милдронат»). Формальным поводом наверняка послужили допинг-пробы, взятые у белорусских гребцов накануне обыска в марте. Тогда следы мельдония действительно были найдены у пятерых белорусских спортсменов: Александра и Андрея Богдановичей, Максима Петрова, Александра Лепешко и Дмитрия Сильченко. Хотя, по словам Шантаровича, содержание мельдония во всех тестах не превышало норм, оговоренных Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).

16 таблеток «Милдроната» все-таки нашли, правда, у тренера женской сборной Геннадия Галицкого. Однако он принимал лекарство по назначению врача.

Вскоре после инцидента с обыском Национальное антидопинговое агентство Беларуси направило в ВАДА официальный запрос с требованием разъяснить правомерность проведения обыска белорусской команды. ВАДА признало обыск правомерным, но никаких обвинений белорусам предъявлено не было. Не ожидая подвоха, ребята продолжали готовиться в Олимпиаде.

Отстранение и наказание

12 июля Президент Александр Лукашенко вручил Государственный флаг Беларуси капитану нашей спортивной делегации на Олимпиаде Александру Богдановичу, а 16 июля в 01.00 пришло сообщение, что исполком ICF отстраняет мужскую команду по гребле на байдарках и каноэ, включая тренеров, медицинский и обслуживающий персонал от международных соревнований сроком на один год. Беларусь направила иск к ICF в Международный спортивный арбитражный суд (CAS). Теплилась надежда, что суд примет решение до начала Игр, и наши спортсмены поедут в Рио. Но этого не случилось…

Слушание в Швейцарии состоялось лишь 7 ноября. Затем НОК получил официальное уведомление от французского антидопингового агентства, в котором сообщалось, что претензий к четырем из пятерых белорусских гребцов нет.

А в начале этой недели стало известно, что Международный арбитражный спортивный суд снял дисквалификацию с белорусской команды.

Вроде бы можно праздновать победу — справедливость ведь восторжествовала. Но это де-юре. По факту же никто не повернет время вспять и не даст возможность выполнить главную мечту любого спортсмена – подняться на олимпийский пьедестал…

По словам Александра Богдановича, позиция белорусских спортсменов очевидна: Международная федерация каноэ должна понести наказание. Нельзя принимать необоснованные решения, ломающие судьбы атлетов. Как сообщил генеральный секретарь НОК Беларуси Анатолий Котов, в ближайшее время будет подан судебный иск в отношении Международной федерации каноэ о возмещении финансового и морального ущерба.

«Нужны были наши олимпийские лицензии…»

Решение Международного арбитражного суда «Белчас» прокомментировал главный тренер сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович.

– Решение суда было ожидаемым?

– Конечно. Мы были уверены в своей правоте, но в той ситуации ожидать можно было чего угодно. У Международной федерации каноэ не было никакой доказательной базы. Приняв решение о дисквалификации белорусской команды, они по сути нарушили все свои уставы. Мы ждали решения антидопингового агентства Франции, а они, зная, что все нормы ВАДА соблюдены, тянули с вердиктом. В то же время Международная федерация скороспешно вынесла решение о нашей дисквалификации. Почему? Да потому, что нужны были наши олимпийские лицензии – в мужской гребле их не хватало многим странам.

И все-таки в пробах пятерых спортсменов мельдоний был обнаружен…

– Наши спортсмены прекратили принимать «Милдронат» еще в августе 2015-го, когда вернулись с чемпионата мира. В их пробах были обнаружены допустимые, по критериям ВАДА, остаточные следы препарата. За такое не наказывают. Гребцы принимали препарат, потому что он богат аминокислотами.

– На ваш взгляд, сколько же олимпийских медалей мы в итоге потеряли?

– Как минимум три. На призовые места претендовали братья Богдановичи, Артем Козырь, байдарки-двойки в составе Павла Медведева и Олега Юрени, Романа Петрушенко и Виталия Белько. Да и Марина Литвинчук, если бы с не психологический прессинг, не потеряла бы медаль. (Литвинчук в состязаниях байдарок-одиночек показала 4-й результат на фотофинише. – Прим. авт.) Наша женская четверка, таким образом, вполне могла бы завоевать «золото». Вот и считайте.

Юлия ГУНАШВИЛИ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости