Наверх

Рождение ребенка с особенностями: почему жизнь на этом не заканчивается и как продолжать чувствовать себя счастливой семьей

13 января 2023

О нюансах воспитания особенных детей рассказала директор специальной школы-интерната №10 г. Минска Татьяна Русецкая.

С руководителем учреждения образования мы познакомились накануне новогодних торжеств. Банковско-финансовый профсоюз уже несколько лет оказывает необходимую финансовую поддержку специальной школе-интернату №10, которая находится в Заводском районе столицы.

Специальная школа-интернат – это учреждение образования, в которой реализуется программа специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также созданы условия для круглосуточного проживания и воспитания детей.

– Родители ежедневно приводят в учреждение образования своих детей и вечером забирают, так как учащиеся самостоятельно не могут перемещаться по городу в связи с особенностями психофизического развития. С 7:30 утра начинают функционировать группы приема детей, где педагогическими работниками осуществляется контроль за ребятами до начала учебных занятий. В каждом классе организована группа продленного дня до 18:00, – рассказала о режиме работы учреждения его директор Татьяна Русецкая.

В названии данного учреждения присутствует слово «интернат», но речь не об интернате сиротской категории. Для детей, родители которых в силу своей занятости, при отсутствии личного транспорта или по каким-то другим причинам не могут привозить детей каждый день в школу, организовано круглосуточное пребывание. Выходные и праздничные дни, а также в каникулярное время ребята проводят дома в семьях. На данный момент  группа круглосуточного пребывания состоит из 16 детей.

Ежегодно количество учащихся в специальной школе-интернате увеличивается. За последние три года число классов выросло на десять – с 22 до 32. В них обучается 280 детей. Основной целью учреждения образования является социальная адаптация и интеграция детей в общество, подготовка их к трудовой и семейной жизни. Учебная программа адаптирована под данную категорию учащихся – здесь они получают необходимые знания, приобретают умения, которые пригодятся им в будущей жизни. В первую половину дня дети посещают уроки, во вторую – объединения по интересам. В группах продленного дня проводятся воспитательные занятия, прогулки, организован дневной сон. Особое место в школе отводится внеурочной деятельности, для детей еженедельно проводится огромное количество акций, мероприятий, учащиеся с удовольствием готовятся к общешкольным праздникам. К слову, новогоднее мероприятие – самое важное событие для детей, с сентября педагоги осуществляют колоссальную работу, чтобы дети смогли поучаствовать в том или ином танцевальном и песенном номере.

Обучение в специальной школе начинается обычно с 7-8 лет и длится 10 лет. После окончания школы на основании медицинского заключения выпускники могут поступить в профессионально-техническое учреждение для получения рекомендованной профессии (строитель, озеленитель, овощевод, швея). В случае противопоказаний, учащимся предлагается посещать территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства.

– Главный вердикт по данному вопросу выносят медики, а мы со своей стороны даем ребятам характеристику и свидетельство об окончании учреждения образования. Некоторые наши выпускники хорошо адаптируются к самостоятельной жизни, получают профессию, работают, а также создают свои семьи. К сожалению, таких меньшинство. Остальные не смогут жить без родителей или без постоянного сопровождения и контроля другого человека, – рассказывает директор.

Для многих ребят 10 лет, проведенных в школе, самые лучшие в жизни. Здесь они в центре внимания, чувствуют себя нужными, защищенными и равными с другими.

После выпуска из школы сотрудники учреждения образования продолжают следить за их жизнью, судьбой, оказывают патронатное сопровождение

В стенах специальной школы-интерната каждый ребенок получает любовь и заботу. Как со стороны руководителя, так и педагогов.

– У нас работает более 100 педагогов, которые вкладывают свою душу в работу с особенными детьми, становятся для них вторыми родителями и очень значимыми людьми в жизни. Случайных людей в учреждениях подобного типа практически нет. Если такие трудоустраиваются, они задерживаются ненадолго. Дети и трудовой коллектив у нас, по сути, это настоящая семья, – считает директор. – Я принимаю наших учащихся как своих детей. Мои двери открыты для ребят и их родителей в любое время, не только в дни приема. Работе с родителями мы уделяется особое внимание. Давно известно, что важнейшая составляющая в образовании – соблюдать принцип триединства: совместная работа учителя, ребенка и родителей.

Практика показывает, что все мамы и папы абсолютно разные и их отношение к сложившимся в жизни ситуациям индивидуальное.

– Кто принимает особенности развития дочерей и сыновей, тот живет и ищет только положительное в каждом маленьком успехе любимого чада, в каждом маленьком достижении. Есть родители, которым медицинский диагноз очень сложно принять. Они ищут причину произошедшего и пытаются на кого-то переложить ответственность, – рассуждает руководитель специальной школы-интерната №10 г. Минска. – Я понимаю чувства и состояние родителей, всегда готова выслушать и поддержать каждого. Четкого ответа или пошагового руководства к действию, как жить родителю, воспитывающему особенного ребенка, без слез, чувства обиды и несправедливости, нет.

Вместе с тем существуют определенные рекомендации специалистов, которые помогут принять ситуации и продолжить жить, постоянно не сетуя на судьбу. Многие мамы и папы сами изобретают философские догмы, придерживаясь которых им проще жить.

– Как раз мой главный совет или даже просьба – принять ребенка со всеми его особенностями. Не сопротивляться, а сказать: да, он такой и таким будет. И дальше строить свою жизнь, отталкиваясь от потребностей и необходимостей ребенка, – размышляет Татьяна Русецкая.

Бытует мнение, что женщины, у которых родились малыши с особенностями психофизического развития, бояться рожать второй раз.

– Это не так. Все очень индивидуально. Многие компенсируют сложности с одним ребенком рождением других. Кто-то считает, что брат или сестра обязательно нужны особенному ребенку в будущем, когда родители не всегда смогут оставаться рядом. Забота семьи, внимание и пример ближайшего окружения и, конечно же, вера в своего ребенка, в то, что у него все получится, развивает и воспитывает в нем самостоятельность, которая так необходима в нашей непростой жизни.

Стоит отметить, что в Беларуси развивается и совершенствуется система специального образования. Родители имеют право выбора места обучения для своего ребенка. Это может быть интегрированный класс в общеобразовательной школе или специальное учреждение. Если у сына или дочери тяжелые и множественные нарушения – ему помогут в коррекционных центрах и т.д. Вне зависимости, какое учреждение будет посещать ребенок, там создаются необходимые условия для его полноценного обучения и воспитания.

– Наши дети умеют по-особенному понимать и чувствовать мир, в котором мы живем. Благодаря им, мы, взрослые, учимся настоящим ценностям – любить, сопереживать, быть милосердным, добрым. Мы нуждаемся в этих удивительных детях гораздо больше, чем они в нас, ведь именно в общении с ними  раскрываются все самые светлые и потаенные уголки нашей души, – резюмировала Татьяна Русецкая.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото предоставлены администрацией специальной школы-интерната №10 г. Минска

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
12 мая 2024 11 мая 2024 10 мая 2024 9 мая 2024 8 мая 2024 7 мая 2024
Все новости