Наверх

Что делать, если потерял трудовую книжку

01 февраля 2023

Трудовая книжка необходима при смене места работы граждан, а при выходе на пенсию этот документ потребуется для подтверждения и исчисления стажа работы. Разбираемся, что делать, если трудовая книжка утеряна.

Как поступить лицу, утерявшему трудовую книжку?

Министерство труда и социальной защиты в 2014 году своим постановлением №40 утвердило Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, которая регламентирует решение вопроса в случае ее утери.

В ситуации, когда трудовая книжка утеряна или повреждена, Инструкция Минтруда наделяет работника правом обратиться к нынешнему нанимателю, а уволенного сотрудника – к бывшему работодателю с письменным заявлением о выдаче ему дубликата трудовой книжки. Причем сделать это по последнему месту работы разрешено лишь в течение 6 месяцев после увольнения гражданина.

Получив такое письменное обращение, работодатель обязан выдать дубликат трудовой книжки не позднее 15 календарных дней после поступления заявления.

При подаче заявления по истечении 6 месяцев со дня его увольнения работника, наниматель с прежнего места работы выдает не дубликат трудовой книжки, а справку о периоде работы, которая является основанием для заведения дубликата трудовой книжки по новому месту работы.

В случае ликвидации организации, которая была последним рабочим местом лица, дубликат трудовой книжки выдается нанимателем по новому месту работы независимо от срока, прошедшего с даты увольнения, на основании сведений, подтверждающих ликвидацию организации, и справки о периоде работы, службы.

За справкой о периоде работы у ликвидированного нанимателя, а также документами, подтверждающими ликвидацию организации, уволенный работник вправе обратиться по месту хранения документов. Как правило, они могут передаваться в архив при местном исполнительном комитете.

При выдаче дубликата трудовой книжки наниматель оформляет трудовую книжку с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу титульной страницы.

Если трудовая книжка утрачена по вине нанимателя, то работодатель самостоятельно восстанавливает документы, подтверждающие трудовой стаж работника до его трудоустройства в данную организацию, и выдает дубликат трудовой книжки.

Электронная копия трудовой книжки

После перестройки и развала Советского Союза многие белорусы не могли доказать, что заработали пенсию. В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века предприятия-однодневки не заботились учетом сотрудников. Мало того, чтобы прокормить семью, люди часто были вынуждены совмещать работу, например, днем учить со школьниками физику и таксовать по ночам. Меньше всего они не думали, как обеспечить себе запись в трудовой книжке.

В 1999 году Президент Беларуси подписал Закон «О персонифицированном учете в системе государственного социального страхования». Платформу готовили 4 года, изучали опыт других стран, взяли лучше из СССР и адаптировали все это под белорусскую реальность.

Систему персонифицированного учета создали, чтобы данные о многолетнем труде человека не пропали и были доступны ему на любом этапе жизни. Она заработала с 1 января 2003 по всей стране.

С этой даты Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) для каждого белоруса, кто устраивается на работу, получает свидетельство официального социального страхования (ту самую «зеленую карточку» и отчисляет в ФСЗН ежемесячные платежи (делает это человек сам или бухгалтер на работе – не важно!), заводит индивидуальный лицевой счет. Туда вносят длинный номер из паспорта человека, места его работы, даты приема и увольнения, суммы заработка и отчислений в ФСЗН.

Такую базу работающих белорусов Фонд социальной защиты населения ведет вот уже 20 лет. В 2019-м систему модернизировали и стали заносить в базу все, что записано в трудовой книжке: не только название работодателя и периоды работы, но и профессию, должность, разряд и квалификацию, название структурного подразделения, где трудится человек, форму трудовых отношений (договор-подряда или контракт) и даже причину увольнения.

Таким образом, с 2019 года в ФСЗН ведут электронную копию трудовой книжки каждого белоруса и потерять ее бумажный вариант уже не так опасно, как было раньше.

Как защищают данные персонифицированного учета?

Информация в системе персонифицированного учета собрана очень подробная и личная. Бояться ее утечки не стоит, уверяют в Республиканском центре обработки данных, который хранит все эти данные в отечественном электронном облаке beСloud.

Информацию о пенсионных отчислениях в Беларуси несколько раз дублируют, чтобы всегда была резервная копия. Все сообщения, которые «летят» от работодателей в ФСЗН надежно шифруются, раскрыть их просто перехватив невозможно.

О том, что грозит за «утечку» персональных данных, портал 1prof.by ранее рассказывал.

Как получить данные о себе?

Люди, которые не доверяют электронике, могут обратиться в территориальный орган ФСЗН. Здесь можно взять выписку из лицевого счета. С собой нужно принести паспорт и страховое свидетельство – ту самую «зеленую карточку».

В выписке будет указано: где и когда работал человек, сколько зарабатывал и сколько средств пошло в счет пенсионных выплат. Эти данные можно получить на бумаге, если понадобятся для выдачи дубликата трудовой книжки в случае ее утери.

Узнать, где находится ближайший отдел ФСЗН можно на сайте ssf.gov.by. На главной странице написаны территориальные органы фонда, под записью – вкладки с названием областей. Кликаете на нужный регион – появится карта с локациями. Ищите ту, что к вам ближе.

Важно! Выписку выдадут в любом отделении ФСЗН страны. Ехать в закрепленный за вами территориальный орган не обязательно. Их так много создано для удобства граждан, а не для того, чтобы привязать людей к конкретным участкам.

Этот вариант для тех, кто хочет бумажку! Белорусы, которым уютно в цифровом мире, могут получить те же сведения через единый портал электронных услуг. Но сделать это смогут только те, кто оформил электронную цифровую подпись.

А все, у кого есть смартфоны скоро смогут проверять, сколько им осталось работать до пенсии и как наниматель делает за них отчисления. ФСЗН вот-вот выпустит приложение, в котором каждый белорус получит доступ к своему лицевому счету. Там по месяцам будут расписаны и отчисления, и зарплата, и стаж, и время до пенсии. Разработчики планируют расширять функции сервиса исходя из новых запросов пользователей.

Важно! И в бумажном варианте и в электронном приложении буду данные начиная с 2003 года, когда в стране начали вести персонифицированный учет.

Где найти данные до 2003-го?

Записи о трудовой деятельности до 2003 года есть в трудовой книжке. Если она утеряна или испорчена, но человек помнит, где и когда работал, ее можно восстановить. Для этого придется запросить с каждого места работы справку о своем стаже.

Напомним, если предприятие, где работал человек, ликвидировано стоит обратиться в местный архив. Организации обязаны сдавать туда документы, в том числе перед ликвидацией. Правда, делают так не все.

Если трудовой книжки нет, наниматель ликвидирован, в архив он ничего не сдавал, то придется идти в суд общей юрисдикции. Там заведут производство и попытаются найти доказательства того, что гражданин работал в местах, о которых говорил. Подтвердить его слова должны будут еще 2 человека, которые работали вместе с ним. Так что, потеряшки, ищите двух свидетелей.

Кстати, белорусы не обязаны сами готовить пакет документов к пенсии, если речь не идет о сложном восстановлении утраченных данных. За человека, который перед выходом на заслуженный отдых работает, информацию о стаже собирает кадровая служба работодателя и весь пакет документов подает в ФСЗН по месту прописки будущего пенсионера. Подробнее можно узнать здесь.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото Виталия ГИЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости