В стране

Как традиции работают на развитие легкой промышленности

О знаковых проектах в легкой промышленности, занятости в отрасли и чем фабрики будут удивлять белорусского потребителя в ближайшее время,рассказала председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина.

– Татьяна Алексеевна, какими проектами сегодня особо гордится легкая промышленность?

– Первый, что у всех на слуху, – это модернизация Оршанского льнокомбината, решение о которой принял Президент Беларуси. Предприятие показывает эффективную деятельность. Лен – наше национальное богатство, продукт, который ассоциируется с белорусами. И за последние годы нам удалось вывести культуру по его переработке и получению готовой продукции на европейский уровень (наравне с Францией, Бельгией). Даже наши коллеги из Ивановской области – «текстильного края» России, отмечают, что за последние 5 лет наши компетенции в работе со льноволокном ушли далеко вперед в сравнении с российскими технологиями. Совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия мы постоянно совершенствуем квалификацию в этом вопросе.

Благодаря своевременной модернизации в ОАО «Гронитекс» в Гродно мы можем конкурировать по качественным и ценовым показателям с производителями хлопковой пряжи в Узбекистане (рынок этой страны с дешевым сырьем считается хлопковой столицей.Прим. авт.).

Сегодня цена является одним из главных критериев конкурентоспособности продукции. И мы думаем о том, как стратегически развивать легпром, чтобы оставаться на рынке. Нет сомнений, что в большинство производственных процессов должны быть автоматизированы. И руководители, которые задумываются о том, как облегчить ручной труд, останутся в выигрыше.

– Каких результатов добилось предприятие с непростой судьбой – ОАО «Камволь»? Проект по модернизации этого крупнейшего в стране производства текстильной продукции поддержал Президент.

– В 2012 году было принято решение о 100% модернизации ОАО «Камволь» и комплексном ремонте площадки производственного корпуса. Сегодня это предприятие, где трудятся порядка 760 человек, отвечает самым последним веяниям текстильной промышленности. Рынок тканей премиум-класса давно завоевали итальянцы и турки, но у нас есть все возможности, чтобы конкурировать с ними на европейском рынке. Отмечу, что уже есть договоренность с турецкими партнерами – они поделятся с нами наработками по отделке камвольных тканей.

Год назад «Камволь» открыл свой дизайн-центр, создано 21 новое рабочее место. На предприятии решили не ограничиваться выпуском промежуточной продукции, но и разрабатывать модели и отшивать их из собственной ткани. Теперь есть возможность непосредственно на швейном участке посмотреть, насколько удобная ткань, как облегает фигуру, «ложится» на силуэт.

– Как модернизация влияет на труд людей и что делается для повышения привлекательности рабочих мест?

– Профессии в «текстильном мире» сложные, 80% из них относятся к занятости с вредными условиями труда. Автоматизация позволяет улучшить рабочие места и некоторые операции ручного труда вообще исключить. К примеру, в  ОАО «Камволь» были закуплены автоматические прядильные машины и теперь меньшее количество женщин получают «вредные децибелы».

Важно, что во всех предприятиях концерна есть профсоюзные комитеты, которые всегда подсказывают руководителю, на что обратить внимание. Такое сотрудничество позволяет людям чувствовать себя более защищенными, и сегодня ни один человек в коллективе не остается без внимания.

– Охотно ли на работу в легпром идет молодежь?

– Профессионалов для отрасли готовят порядка 16 средних учебных учреждений по всей стране. В основном это швеи. В то же время прядильщиков приходится обучать прямо на производстве либо переобучать этому ткачей. На такую сложную профессию трудно набрать абитуриентов. Безусловно, чтобы привлечь на фабрику молодежь, в первую очередь необходимо улучшать условия труда и повышать зарплату. Поэтому на ряде предприятий введена система доплат учащимся колледжей и техникумов, многие руководители находят возможность оплачивать производственную практику. Это позволяет мотивировать их вернуться на фабрику по распределению. Новички всегда работают под кураторством наставников. Также на всех предприятиях по ряду профессий первый рабочий год для молодежи снижена норма выработки. Все молодые специалисты получают при трудоустройстве «социальный пакет»: так называемые «подъемные», возможность проживания в общежитии, частичное либо полное возмещение аренды жилья, подвоз к месту работы либо компенсация транспортных расходов, стимулирующие выплаты молодым семьям, в том числе при рождении детей и др.

Вместе с тем в подготовке молодых специалистов есть определенные нюансы. Уже несколько лет существуют такие комплексные профессии, как «швея-парикмахер», «швея-официант», «прядильщик-оператор ПЭВМ». Это создает определенный дисбаланс. На последнюю специальность идут, к примеру, 80% мужчин, которые не заинтересованы в том, чтобы работать прядильщиками. Поэтому сейчас мы выходим с предложением к социальным партнерам: комплексные профессии должны формироваться таким образом, чтобы выпускники могли трудоустроиться непосредственно в легкой промышленности. К примеру, это может быть профессия «швея-продавец».

– Белорусским предприятиям сейчас приходится работать в условиях большой конкуренции. Какой сценарий выбирает легпром?

– У нас в стране правительство уже нацелено на то, чтобы поддерживать своего производителя, а значит, и труд 62 тыс. людей, которые заняты в отрасли. В концерне «Беллегпром» на 82 предприятиях работают 32 тыс. человек. Средняя зарплата – 860 рублей (есть те, кто получает порядка 1000 рублей), и мы движемся в сторону ее увеличения. Сегодня нет своих и чужих: и государственные и частные предприятия заинтересованы в повышении благосостояния народа. Мы хотим создать белорусскую ассоциацию предприятий легкой промышленности, подобные которой действуют по всему миру. Она объединит людей по роду деятельности и будет способствовать решению общих вопросов. Так, мы сможем выработать комплексную стратегию развития легпрома в стране и озвучивать проблемы, которые необходимо выносить на правительственный уровень.

– Для успешной работы крайне важно оставаться в тренде. Какой стиль в одежде пользуется популярностью у белорусов сегодня и оправдывает ли «Беллегпром» ожидания покупателей?

– Сейчас мы определили для себя новый вектор развития – это спорт. Традиционно предприятия «Беллегпрома» участвовали в разработке и пошиве спортивной формы белорусских атлетов на Олимпийские игры. Олимпиаду перенесли на год, но экипировка жодинского «Світанка» для простых потребителей поступит в продажу уже в конце июня. Это будет приурочено ко Дню Независимости Беларуси. Начнем привлекать всех к важному спортивному событию заранее. На одежде не будет символики Олимпийских игр, но тематика, которую мы предлагали и презентовали Президенту, останется.

Нишу спортивного стиля будем развивать и далее, она в нашей стране практически свободна.

Кстати, сделать покупку можно не только непосредственно в магазине, но и онлайн. В связи с пандемией коронавируса увеличилось количество интернет-магазинов, и мы активно развиваем это направление для удобства наших клиентов.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото Александра ПОБАТА