Wildberries отменил платный возврат. Как вернуть ранее уплаченные деньги
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) признало незаконным требование торговой площадки Wildberries оплачивать возврат товара. Сообщение об этом появилось 30 сентября на сайте ведомства.
Напомним, с 16 августа 2022 года онлайн-магазин Wildberries, один из крупнейших маркетплейсов на территории СНГ, ввел плату за возврат товара надлежащего качества. Если покупатель, заказавший товар, который не устроил его по каким-либо причинам, хотел отказаться от товара, то с его карты снимали 3 рубля (около 70 российских рублей) за доставку товара на склад. Причем плату снимали за каждый возвращенный товар. Если же покупатель возвращал ранее купленный товар надлежащего качества, то ему возвращали денежные средства за минусом 3-х рублей.
Бесплатный возврат товаров был доступен далеко не всем. Процент суммы выкупа, позволявший возвращать товар без уплаты 3-х рублей, постоянно менялся.
Представители торговой площадки объясняли нововведение заботой о покупателях и продавцах. По их словам, первые часто получали вещи ненадлежащего качества именно из-за того, что многие заказывали товары, а затем отказывались от них. Вторым частые отказы от покупателей грозили убытками: товары теряли внешний вид, тем временем прибыль не приходила, также необходимо было оплачивать расходы на логистику.
Wildberries работает в Беларуси с 2012 года, тогда было зарегистрировано юрлицо ООО «Вайлдберриз». На данное юридическое лицо был оформлен интернет-магазин wildberries.by. В 2020 году бизнес в Беларуси начали вести через юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации. В 2022 году Wildberries снова начинает работать через ООО «Вайлдберриз», с июля 2022 года, чтобы не платить «двойной НДС» – через ООО «ИМВБРБ», зарегистрированное в Минске месяцем ранее.
Белорусы отправляли в МАРТ жалобы на маркетплейс и просили разобраться в ситуации. В ведомстве детально рассмотрели вопрос и вынесли решение, что требование Wildberries оплачивать возврат товара неправомерно.
«Это требование продавца является незаконным, в связи с чем МАРТ выдано ООО «ИМВБРБ» предписание об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей», – говорится в сообщении МАРТ.
В ведомстве объясняют свое решение, ссылаясь на статью 28 Закона о защите прав потребителей, которая регулирует права потребителей на обмен и возврат товаров надлежащего качества. Согласно статье, при возврате товара надлежащего качества требование покупателя о возврате ранее уплаченных за товар денежных средств подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. Если выполнить это требование незамедлительно невозможно, то сделать это необходимо в течение 7 дней максимум.
Однако в статье 28 Закона о защите прав потребителей нет требований о возврате покупателем товара надлежащего качества на платной основе. Также в ней не сказано, что продавец имеет право возвращать потребителю уплаченные денежные средства, удерживая расходы на доставку (транспортировку) на склад возвращенного покупателем товара.
В МАРТ детально рассмотрели ситуацию с Wildberries и пришли к выводу, что расходы продавца на транспортировку товаров, возвращенных потребителем в пункт выдачи заказа, а также на склад продавца/поставщика, являются издержками продавца при осуществлении хозяйственной деятельности. Требование же потребителей оплачивать доставку возвращенного товара на склад «имеет признаки навязывания потребителю платных дополнительных услуг, которые он не заказывал и которые по законодательству потребитель не обязан оплачивать».
Продавцу было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства. Предписание было исполнено – платный возврат товаров был отменен с вечера 29 сентября.
Как вернуть ранее уплаченные деньги за возврат товара
На сайте МАРТ также сказано, что покупатели, ранее оплатившие возврат товара, могут вернуть свои деньги. Это качается тех, кто возвращал товары после 16 августа 2022 года. Для того чтобы вернуть ранее уплаченные денежные средства за возврат товара, необходимо обратиться к ООО «ИМВБРБ» (220073, г. Минск, ул. Скрыганова, 6а, пом. 8, офис 35) с претензией о неправомерности списания денежных средств.
Некоторые покупатели делают это через интернет: в мобильной версии сайта или через приложение Wildberries. Для этого в личном кабинете в разделе «Задать вопрос» создают обращение, в котором указывают артикул заказанного товара, за возврат которого пришлось заплатить 3 рубля, и просят вернуть ранее уплаченные средства.
Путь такой:
- Переходим в личный кабинет.
- Заходим в раздел «Задать вопрос».
- Жмем кнопку «Задать вопрос».
- Выбираем тему обращения – «Возврат денег».
- Выбираем раздел обращения «Способы возврата денег».
- В поле «Артикул товара» пишем артикул возращённого товара, за который с вас сняли 3 рубля.
- В поле «Сумма возврата» указываем сумму, которую просим вернуть – 3 белорусских рубля.
- Заполняем поле «Текст».
- Нажимаем «Задать вопрос».
Читатели уведомили нас, что некоторым из них уже пришло сообщение о том, что деньги будут в скором времени возвращены.
Обновлено
Читатели сайта 1prof.by уведомили, что некоторым сотрудники маркетплейса отказывают в возврате средств, объясняя это тем, что возврат денег предусмотрен только за товары, заказанные после 29 сентября. Напомним, что это неправомерно.
Ольга ФЕДЯЙ
Фото из открытых источников, носит иллюстративный характер (превью)