Кризисная ситуация в школе может разделить жизнь ребенка на «до» и «после». Специалисты рассказали, как в Беларуси решаются подростковые проблемы
Главная задача взрослых при любых обстоятельствах – услышать ребенка.
Школа не только воспитывает, но и обучает подрастающее поколение, дает важный опыт взаимоотношений. К сожалению, нередки и конфликтные ситуации, которые могут как прибавить сил и уверенности мальчикам и девочкам, так и нанести незаживающие всю жизнь душевные раны. Специалисты из образовательной среды во время круглого стола попытались разобраться в этих тонких нюансах и обозначить, как школа может помочь подросткам, попавшим в непростую ситуацию.
Создание бесконфликтной среды: мечты или реальность
В этом году Министерство образования и Белорусский республиканский союз юристов подписали соглашение о сотрудничестве, основная цель которого – создание бесконфликтной образовательной среды, внедрение новых форм и методов работы по урегулированию возникающих проблемных ситуаций в учреждениях образования. Сейчас выполняется научно-исследовательская работа, по результатам которой будет разработана «Концепция развития служб медиации в сфере образования» до 2025 года.
– Мы должны понимать, что любой маленький конфликт внутри одного класса может в итоге завершиться травмирующими последствиями для всего педагогического коллектива, родительской общественности и самое страшное – для детей. Поэтому все усилия на сегодняшний день сосредоточены на том, чтобы педагогическая общественность владела формами и методами работы, направленными на предупреждение конфликтных и кризисных ситуаций внутри учреждений образования, – сообщила заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елена Головнева.
Республиканский центр психологической помощи, в свою очередь, разрабатывает рекомендации для педагогов по разрешению конфликтных ситуаций.
– Совсем недавно к нам в центр позвонила ученица одной из минских школ. По телефону она рассказала о большом количестве переживаний и трудностей, в том числе поделилась мыслями о нежелании жить. В таких сложных ситуациях, где есть высокий суицидальный риск, необходимо действовать оперативно. Благодаря готовности администрации школы к сотрудничеству и пониманию важности быстрого реагирования уже на следующее утро психологи центра смогли установить личный контакт с ребенком и его родителями, вместе со специалистами школы наметили дальнейшие шаги действий, – поделилась начальник Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ольга Матюхова.
По ее словам, учитель – это сложная работа.
– Во всех группах детей существует определенный конфликтный потенциал. Конфликты могут возникать на фоне индивидуальных особенностей детей и, следовательно, особенностей их поведения. Именно поэтому профессия педагога требует определенных коммуникативных навыков, – отметила начальник центра. – Учителю полезно иметь знания и опыт по взаимодействию с трудными детьми. Но очень важно не выделять их из класса, поскольку это может привести к стигматизации ребенка. Умение переключаться, импровизировать – важные навыки. Работа учителя – это творческий процесс, если не подходит какой-то из способов коммуникации, необходимо искать новый, обсуждать свои поведенческие стратегии с коллегами, вырабатывать совместно более подходящие.
Школа – пространство для диалога, за которым стоит образование и воспитание
Начальник Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка дала рекомендации о том, как поступать в сложных ситуациях.
– Если какие-то дети мешают учиться, значит, за их поведением что-то кроется. Ребенок может использовать негативное поведение для решения какой-то проблемы, которую не знает как решить другими способами. Тесное взаимодействие с родителями поможет открыть причины такого поведения и выработать алгоритм коммуникации, который сведет нежелательное поведение на нет, – сказала начальник центра. – Задача взрослых – услышать ребенка. Очень важно в этом пространстве диалога отказаться от стратегии поиска виновных. Даже если таковые будут найдены, ситуация уже случилась, изменить можно только ее последствия, но не саму ситуацию. Не надо пытаться справиться со всем самостоятельно, в сложной ситуации важно быть готовым к командной работе «администрация, учитель, родители, педагог социальный, педагог-психолог».
Залог успеха – богатый личностный потенциал педагога
Заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Наталья Пузыревич считает, что педагог должен обладать богатым личностным потенциалом.
– Наряду с профессиональными знаниями педагог, должен обладать нравственными качествами, которые покажут ребенку, что он может опираться на этого человека, доверять ему, взаимодействовать с ним на равных, – сказала Наталья Пузыревич.
Говоря о кризисных ситуациях, которые могут возникать в жизни ребенка, завкафедрой отметила, что здесь главным помощником должен быть педагог.
– Кризисная ситуация – значит, незнакомая, неизвестная, которая выходит за рамки привычного жизненного опыта ребенка. Вопрос заключается в том, часто ли такие ситуации имеют место быть у детей? Часто. Ведь для того, чтобы она не стала кризисной, нужно сопоставить ту ситуацию, которая есть сейчас, с предыдущим жизненным опытом. А жизненного опыта у детей не много, поэтому все, что происходит неординарного и непривычного, пугает и беспокоит их, – подчеркнула она. – Второй аспект. Кризисная ситуация может стать кризисным событием. То есть тем обстоятельством, которое разделит жизнь ребенка на «до» и «после». Тогда ему надо будет искать новые алгоритмы для дальнейшей жизни. И справиться без взрослого очень сложно. В этой связи роль педагога является определяющей.
Проблемы буллинга
Буллинг нельзя воспринимать как неотъемлемую часть взросления и жизни в коллективе, высказала мнение ментор модели «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования», педагог-психолог Илляна Матвиенко.
– Видеть эти маркеры, когда подростки начинают чувствовать себя некомфортно, и понимать, в какие моменты это является конфликтом, а в какие – буллингом, и указывает на не совсем здоровое взаимоотношение в подростковых коллективах. У взрослых есть возможность увидеть, какие моменты в их общении с подростками, даже друг с другом, могут повлиять на появление буллинга в ученических коллективах. Кроме того, достаточно много методических и информационных материалов размещается на сайтах Республиканского центра психологической помощи и учреждений образования, в которых реализуется эксперимент по созданию дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования, – добавила Илляна Матвиенко.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер