Наверх

Учиться не поздно: почему важно развивать образовательные услуги для пожилых

29 мая 2018

Мероприятие организовано ОО «Белорусская ассоциация социальных работников», Центром дополнительного образования взрослых «Студия полезных компетенций» (Гродно) и ОО «Центр информационной поддержки общественных инициатив «Третий сектор» (Гродно). Участниками его стали представители Министерства труда и соцзащиты, государственных и международных организаций, общественных объединений, международные эксперты, а также пожилые люди, представляющие разные образовательные площадки из Беларуси, Латвии, России и Украины.

«Созрело понимание того, что нужно чаще встречаться, пробовать делать более масштабные программы, в том числе национального формата для объединения усилий. К слову, в конце 2017 года подобный форум прошел в Украине. Можно сказать, мы его и инициировали. А идея, которую предложили коллегам из Винницы, родилась на основе проводимого в Минске в 2014–2016 годах Фестиваля неформального образования», — рассказал член правления ОО «Центр «Третий сектор» Витаут Рудник.

Опыт соседей

Стоит отметить, что в соседней Украине, к примеру, существует сеть «За образование пожилых людей». Председатель правления ОО «Центр Поділля-Соціум» из Винницы Сергей Проценко рассказал, что такое решение было принято во время реализации одного из проектов, когда в городе работали представители 7 областей страны. «На сегодня в 14 областях Украины у нас есть партнеры. Миссия сети – создать равные условия для достойной жизни людей уважаемого возраста, их развития, – отметил Сергей Проценко. – Мы считаем, что каждый человек 55+ активен, влияет на принятие решений в обществе, имеет равные возможности и может инициировать общественно полезную деятельность. А в Виннице, в частности, из 370 тыс. жителей 92 тысячи относятся к этой возрастной категории».

Сеть в данном случае имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсом, безусловно, является объединение усилий. По словам представителя «Центр Поділля-Соціум», в Полтаве партнеры организации официально получают из бюджета города 450 тыс. гривен (более 34 тыс. белорусских рублей на сегодня), т.к. официально предоставляют социальные услуги в вопросах обучения. Надо заметить, вопрос финансирования для подобных организаций стоит особенно остро. «И вот они нам передали весь пакет документов, что облегчает принятие решений в мэриях других городов», – сказал Сергей Проценко.

Еще одно преимущество – возможность решать вопросы регионально. В частности, когда понадобилось узнать запросы пожилых людей на получение образования в Одессе, Львове, Харькове, то легко удалось «охватить» регион.

В числе спорных моментов Сергей Проценко назвал разные направления деятельности организаций сети (от физкультурной до образовательной), разный уровень профессионализма и ресурсов.

Попытки объединения были сделаны и в России. В структуре общероссийского ОО «Общество «Знание» появилось 34 народных университета – в Курске, Санкт-Петербурге, Орле и других городах. «Когда начали собираться, тут же возникли вопросы: кого и, главное, как учить? Однозначно вузовская система нам не подходила, – рассказала председатель правления орловского общества «Знание» Татьяна Кононыгина. – Решили создать ресурсный центр геронтообразования, который бы занимался сбором информации, обобщением опыта, разработкой методических рекомендаций. И особенно важной задачей стала подготовка герагогов – специалистов по обучению пожилых людей».  

По словам Татьяны Кононыгиной, были предложения создать ассоциацию, но они остались нереализованными. Поэтому необходимо было найти другие формы объединения. Одним из вариантов стал Слет народных университетов в Сочи. В этом году он пройдет уже в четвертый раз.

Как объединяться?

В Беларуси университетов третьего возраста категорически мало – фактически три (в Минске, Гродно и Кобрине). В рамках форума-фестиваля рассматривались возможные механизмы объединения не только между ними, но и с организациями из других стран.

«Самый простой вариант – обмен информацией. То есть в онлайн-пространстве создается платформа, где каждая структура делится своими новостями. Можно позаимствовать опыт Винницы и создать неформальную сеть или коалицию», – пояснила директор «Центра дополнительного образования «Студия полезных решений» (Гродно) Лана Рудник.

Также среди механизмов – форум университетов третьего возраста или их лидеров, стажировки или формальный союз (ассоциация, федерация и т. д.) со статусом юридического лица. Но для того, чтобы наладить успешную совместную работу, подчеркнула Лана, необходимы прежде всего желание вкладывать свои ресурсы и одинаковое видение конечного результата. Немаловажны приверженность идее и компетентность специалистов, а самое главное – вера в то, что делаешь.

Общение и польза

Почему сегодня важно говорить о развитии таких организаций? На базе Университета Золотого века в Гродно проводилось исследование о проблемах, которые волнуют пожилых. Как оказалось, многие люди на склоне лет остаются одинокими. Иногда человеку на пенсии просто не с кем поговорить.

«Плюс на занятиях люди могут обучиться тому, о чем давно мечтали. У нас есть масса примеров, когда человек всю жизнь проработал инженером, а с детства хотел стать артистом, – пояснил Витаут Рудник. – Еще пожилым важно ощущать свою пользу для общества. К примеру, наши взрослые ученики проводят много общественно полезных акций: помогают детскому хоспису, питомнику для бездомных животных и т.д.».

Наталья Хлопкова посещает Минский университет третьего возраста уже три года. Параллельно занимается общественной деятельностью – букроссингом, проектом «Книге – вторую жизнь!». Признается, что это направление ее теперь даже больше захватывает. «Казалось бы, и семья, и дети взрослые, и внуки. Но я уверена, что в своем золотом возрасте надо быть самодостаточным, а не на лавочке сидеть. Когда есть разные занятия, времени хватает на все», – считает Наталья Николаевна.

Также она ведет мастер-классы по рукоделию. Благодаря компьютерным курсам освоила интернет, в том числе YouTube, научилась вязать не только крючком и спицами, но и на руках, на пальцах.

Степан Шамаль занимается в университете первый год. Когда ушел на пенсию полтора года назад, думал, куда применить свою активность. «Нашел информацию об университете третьего возраста. Из предложенных курсов мне понравился ландшафтный дизайн. Признаюсь, до этого у меня не очень складывалось со знанием цветов, рисунка, организацией дачного участка. Но любовь к живому, к природе взяла верх», – рассказал Степан Степанович.

От жизненной энергии таких людей «заряжаются» и волонтеры, которые работают в университете. Мария Чашей пришла сюда в тот момент, когда у нее в жизни было все хорошо и хотелось поделиться своим счастьем с другими. Плюс это стало дополнительным стимулом не запускать немецкий язык (он у девушки второй иностранный). Свою группу Маша ведет уже 3 года и пока расставаться не собирается. «Они невероятные люди и с таким драйвом! Это настолько стирает границы, что в общении я не ощущаю существенной разницы в возрасте», – заключила девушка.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024
Все новости