Павел Сухой – авиаконструктор из Глубокого
Боевые самолеты с аббревиатурой «Су» хорошо известны в ВВС многих стран мира. Созданы они были в конструкторском бюро, образованном нашим земляком, авиаконструктором Павлом Осиповичем Сухим.
Он родился в городе Глубокое Витебской области 10 июля 1895 года. Отец – Осип Андреевич, был учителем начальных классов, мать – Елизавета Яковлевна, преподавала шитье и рукоделие у девочек. Фамилия отца была Сухи, но при крещении в церкви священник сказал, что не знает такой фамилии и нарек младенца Павел Сухой. Кроме него в семье было еще четыре дочери. Когда Павлу было пять лет, когда отца пригласили на должность директора в железнодорожную школу в Гомеле, семья переехала туда.
Павла с детства привлекали разные технические устройства, будь то первые автомобили, только появившиеся на улицах города, или музыкальный граммофон. Однажды он шел с друзьями из гимназии и услышал рокот, доносившийся с неба. Это был аэроплан! Он летел низко, и мальчики хорошо различали не только его очертания, но и фигуру летчика. Это был знаменитый Сергей Уточкин – один из первых русских авиаторов.
С того дня Павел стал читать все, что было связано с авиацией. Однажды он прочел статью «отца русской авиации» Николая Жуковского, где были такие слова: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов, он в 72 раза слабее птицы; правда, он почти в 800 раз тяжелее воздуха, тогда как птица тяжелее воздуха только в 200 раз. Но, я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». С того момента Павел выбрал свой путь.
Жуковский преподавал в Московском высшем техническом училище, и Павел решил, что после окончания гимназии будет поступать именно туда. Гимназию он окончил с серебряной медалью, но в Московское техническое училище его не приняли. Документы для поступления отвозил московский родственник отца и, опасаясь их потерять, он сдал в приемную комиссию не оригиналы, а копии. Но Павел не опустил руки и через год стал студентом технического училища, слушал лекции Жуковского, после которых допоздна работал в аэродинамической лаборатории, вместе с такими же энтузиастами, будущими авиаконструкторами Владимиром Петляковым и Андреем Туполевым.
В 1916 году Павла Сухого призывают в армию. Окончив школу прапорщиков, он оказался в составе 733-го артиллерийского полка Северо-Западного фронта. Там, в окопах он видел, как русские истребители сражались в небе с немецкими асами. Наблюдал, как бомбардировщик «Илья Муромец» разбомбил вражеские артиллерийские батареи. Там Павел понял, какую важную роль в войнах будет играть авиация.
Когда фронт развалился, Павел Сухой был уволен из армии и оказался в Москве. Но двери технического училища были закрыты. Революционной стране было не до учебы. Он вернулся в Беларусь, в Гомель. Но работу нашел в Лунинце, преподавал в железнодорожной школе математику, там он встретил свою будущую жену Софью. 1920 год был сложным для молодой семьи, кругом была разруха, голод, к городу приближался фронт, Павел заболел сыпным тифом. С трудом семье удалось уехать в Гомель, а вскоре и перебраться в Москву.
В Москве Павел Сухой окончил Высшее техническое училище, а после защиты дипломной работы авиаконструктор Андрей Туполев пригласил его в свое конструкторское бюро. С того времени Павел Осипович всю свою жизнь посвятил созданию самолетов и в 1936 году уже был заместителем начальника конструкторского бюро завода исследовательских конструкций ЦАГИ. Именно бригада Павла Сухого создала самолет АНТ-25, на котором летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков осуществили перелет из Москвы на Землю Франца-Иосифа, а затем в Петропавловск-Камчатский, преодолев расстояние 9374 километров. Это был мировой рекорд по дальности полета.
В 1937 году Павел Сухой был назначен начальником конструкторского бюро завода. В том же году те же летчики на самолете АНТ-25 впервые совершили перелет из Москвы через Северный полюс и приземлились в американском Портленде. Это была мировая сенсация!
За особый вклад в советское авиастроение Павлу Сухому было поручено создание нового конструкторского бюро. С 1939 года он возглавляет исследовательский завод и занимает должность главного конструктора. В том же году был принят на вооружение первый боевой самолет Сухого ближний бомбардировщик ББ-1, а спустя год КБ Сухого создало многофункциональный самолет Су-2. С этого дня стартовал новый этап в жизни Павла Сухого – создание самолетов с собственным именем.
В годы Великой Отечественной войны в конструкторском бюро Сухого были созданы самолеты СУ-1 и СУ-3, в 1942-43 годах – бронированный штурмовик СУ-6. В серию эти машины запущены не были, но за создание СУ-6 Павел Сухой получил Сталинскую премию 1-й степени. В послевоенные годы Павел Сухой и его конструкторское бюро стояли у истоков создания реактивной и сверхзвуковой авиации СССР. Су-7Б стал родоначальником семейства самолетов, долгие годы бывших основой истребительно-бомбардировочной авиации Советского Союза.
В его жизни было немало неудач, в 1949 году во время испытаний разбился единственный экземпляр самолета СУ-15, и КБ Сухого было закрыто на 4 года. В это время он работал в конструкторском бюро Туполева.
Павел Осипович часто повторял: «Человеку нужно время от времени падать, чтобы идти вперед». Он продолжал идти своим путем. В 1953-м вновь было создано КБ Сухого, и главный конструктор начал создавать фронтовой истребитель со стреловидным крылом и истребитель-перехватчик с треугольным крылом. Это было настолько ново, что казалось невероятным.
В 1959 году на самолете КБ Сухого Т-438 был установлен мировой рекорд высоты – 28 тыс. 852 метра. В 1960 году самолет Т-405 установил абсолютный рекорд скорости по стокилометровому замкнутому маршруту – 2012 км/ч. А вскоре новый истребитель-перехватчик Сухого Т-37 развил скорость до 3000 км/ч.
22 августа 1972 года в воздух поднялся ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец КБ Сухого Т-4 весом сто тонн, прозванный «сотка». Через год этот самолет на высоте 12 тысяч 100 метров преодолел звуковой барьер. Он мог развивать скорость до 3200 км/ч, но в серию запущен не был.
В общей сложности Павел Осипович Сухой разработал 50 оригинальных конструкций самолетов, более трех десятков их них были построены и испытаны. А кроме этого в КБ Сухого были разработаны тормозной парашют и катапультируемое кресло для пилота.
Лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий. Кавалер трех орденов Ленина Павел Осипович умер в 1975 году. В людской памяти он остался не только как выдающийся авиаконструктор, но и как благородный человек. Он всегда был точен и ценил дисциплину. На прием к нему можно было попасть в любое время. Не любил торжественных заседаний и банкетов. Не курил и не переносил спиртное. Человек проницательный, большой силы, но и большой сдержанности. Его помнят и в ХХI веке. На заводах российского холдинга «Сухой» производят самолеты разного типа – от истребителей и бомбардировщиков до гражданских лайнеров.
Именем Павла Сухого – человека опередившего время, названы улицы в Витебске, Гомеле и Москве, Гомельский государственный технический университет и средняя школа №1 на его родине в Глубоком.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников