Наверх

«За день бываем в 20 деревнях!» Узнали, как работается продавцом автолавки

05 августа 2022

Даже если человек поселился на хуторе в десятках километрах от города, он может быть уверен, что ему всегда привезут свежий хлеб, молоко и другие продукты. Обозреватель портала 1prof.by поговорила с продавцом автомагазина Березинского филиала Минского облпотребобщества и узнала, какую продукцию любят и ценят соотечественники, на сколько закупаются сельские жители, как автолавкам райпо удается выдерживать конкуренцию.

Продавцом автолавки Валентина Денисевич трудится уже около 10 лет. Рабочий день нашей собеседницы начинается рано. В 7:15 она получает на заводе хлебобулочную продукцию и отправляется за молочной. В 9:00 «магазин на колесах» уже работает на окраине города Березино, а затем направляется в близлежащие деревни.

– Когда-то давно я торговала на рынке. Однажды меня попросили заменить в райпо отпускников – тот опыт, как позже окажется, мне пригодился. Затем я ушла в декрет. Пока занималась воспитанием ребенка, мое место на рынке заняли. Предложили работу продавцом в автолавке, я согласилась, – поделилась своей личной историей Валентина Владимировна.

Графики работы у продавцов разные. В основном – с понедельника по пятницу, но есть и те, у кого выходной выпадает в середине недели. В воскресенье у всех «магазинов на колесах» районного потребительского общества выходной.

Заработки продавцов автолавок напрямую зависят от объема продаж. Ежемесячная заработная плата составляет 3% от выручки. К примеру, в прошлом месяце наша собеседница наторговала на 50 тыс. рублей. В итоге на руки она получила около 1,5 тыс. руб.

–  Зимой, конечно, столько заработать сложнее. Летом очень много дачников. Плюс к бабушкам и дедушкам внуки на каникулы приезжают. По выходным родители навещают детвору. Работаем в соответствии с четким графиком, в котором указаны места остановок и время работы передвижного магазина. Когда людей очень много в какой-то деревне, можем чуть опоздать на последнюю точку. Но доезжаем до каждого населенного пункта, никто не останется у меня без хлеба. Бывает летом трудимся с раннего утра и до 8 вечера. Есть большие деревни, где делаем по девять остановок. А где-то живет всего один человек. За день в среднем объезжаем 15 деревень, иногда и по 20, – рассказывает о своем маршруте героиня публикации.

Березинский филиал Минского облпотребобщества занимается торговлей, общественным питанием и заготовками. Также райпо развивает местную промышленность и транспорт. Есть у организации свой рынок, парикмахерская и строительная бригада. Торговлю в районе осуществляют 100 предприятий, многие из которых находятся в сельской местности. В 155 малонаселенных пунктов продовольствие доставляют 10 автомагазинов. Продавцы обслуживают около 2,5 тыс. жителей.

Валентина Денисевич – работник ответственный и честный, с уважением относящийся к покупателям. Жители района искренне благодарят ее за внимание и доброжелательность.

– Есть деревня недалеко от трассы, где живет всего одна бабушка. Раньше она выходила на трассу и встречала нас. Теперь ей тяжело ходить, поэтому подъезжаем прямо к ее дому. Я очень жалею старушку, заношу сумки прямо к ней домой. Иногда она просит привезти ей лекарства или что-то еще. Никогда не отказываю, – поделилась отношением к людям преклонного возраста продавец с многолетним стажем.

К особой категории покупателей можно отнести детей. Приезд автолавки для них – настоящее событие. Иногда ребята так быстро съедают только что купленное мороженое, что становятся в очередь второй раз. Им нравится получать сдачу, и обязательно чтобы с чеком.

– Когда едем по деревне, всегда сигналим. Торгую только через окошко, внутрь машины никто не заходит. В разгар пандемии я работала в маске и перчатках, – рассказывает о трудовых буднях продавец. – Телефон мой много у кого есть. Мне часто звонят и говорят, что конкретно привезти в следующий раз.

Летом средний чек приезжих горожан – около 80 руб. Местные тратят поменьше: кто-то покупает продуктов на 10-15 руб., другие – на 30 руб. Пенсионеры стараются по возможности экономить. Сейчас пошли грибы и ягоды. Люди активно их собирают и продают, поэтому деньги у многих есть.

– В теплое время года ассортимент доходит до тысячи наименований. Каждый продавец корректирует виды продовольствия в зависимости от предпочтений клиентов. Пожилые люди чаще всего покупают молоко, хлеб, колбасу, яйца, масло. В дни пенсии выручка всегда растет. А к концу месяца покупки становятся более скромными. Свою нишу занимают дачники. Молодежь часто покупает продукты для пикника – мясо, напитки, все необходимое для маринада. Берут также чипсы и соусы, у нас часто на них акции. Зимой и возможностей финансовых у покупателей меньше, и людей в целом в селах остается немного, – рассказывает о предпочтениях покупателей собеседница.

Мы попросили у Валентины Владимировны составить топ самых покупаемых в автолавке продуктов. Собеседница сразу уточнила, что приезжие всегда отдают предпочтения продуктам местного производства. Список выглядит примерно так:

  1. Хлебобулочные изделия. Здесь абсолютным фаворитом является черный хлеб, затем уж следуют батоны и булки.
  2. Молочные продукты. К примеру, одного творога в автолавке у Валентины представлено 7 видов. За рейс, к слову, продают около 120 единиц молока. Любят белорусы сметану, сыры, различные йогурты и т.д.
  3. Мясо и колбасные изделия. Кто-то берет ливерку, а кто-то – копченную и сыровяленую колбасу, сосиски, мясо. В любом случае на завтра ничего не остается.

Кроме того, быстро уходят с прилавка различные напитки. Иногда покупатели балуют себя икрой, красной рыбой, дорогими алкогольными изысками.

– Я всегда слежу за прогнозом погоды. Если передают жару, нужно вести больше мороженого. Расходятся «на ура» овощи и фрукты. Стоимость овощей у представителей райпо всегда ниже, чем в других торговых точках, – рассказала Валентина Денисевич.

Помидоры, к примеру, сейчас стоят около 3,14 руб., раньше даже по 2,10 руб. можно было купить. Капуста стоит 80 копеек за килограмм, огурцы – 1,14 руб.

– Зимой предпочтения людей меняются. Это очень заметно. Переходят на более тяжелую пищу, мяса больше берут, – делится опытом женщина.

Все автолавки в Беларуси оборудованы терминалами.

– Покупатели часто расплачиваются картой – две третьих от всей выручки приходится именно на электронную систему. Связь по моему маршруту берет почти везде. Но там, где нет возможности расплатиться картой, люди снимают деньги заранее, – рассказала Валентина Денисевич.

Конкуренция, призналась женщина, у магазинов райпо огромная. Многие коммерческие организации предлагают сельским жителям свою продукцию.

– Как удается выдерживать конкуренция? Ответить непросто. Не хочется хвастаться, но многие люди ко мне уже привыкли. Однажды меня поставили на другой рейс, так покупатели звонили в администрацию райпо и спрашивали, что случилось. Пожилые люди хорошо меня знают, а я – их. Конечно, бабушкам порой хочется поговорить, рассказать о своих проблемах, новости обсудить. При возможности перекидываюсь с ними парой слов. Бывает выслушаю их, когда сумки подношу, – замечает героиня.

Помимо хорошего отношения клиентов привлекают клиентов и социальные скидки. Приятные бонусы предоставляют всем, предъявившим пенсионное удостоверение.

Наш вопрос «сложно ли работать продавцом автолавки?» заставил нашу собеседницу задуматься.

– Конечно, есть свои трудности. Даже в дороге постоянно находиться целый день не каждый сможет. А здесь приходится еще и товар взвешивать, заниматься подсчетами, документы заполнять и т.д. Сначала было очень тяжело, – вспоминает Валентина. – Но со временем привыкаешь к столь активному темпу работы, и на работу я хожу с удовольствием.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото из архива БЕЛТА, носит иллюстративный характер

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости