Авиадиспетчер: «Каждый день мы отвечаем за жизни тысяч людей»
20 октября в мире отпраздновали Международный день авиадиспетчера. Кто и как контролирует воздушный трафик над белорусской столицей?
На людей этой профессии возложена огромная ответственность: развести самолеты друг от друга на безопасные расстояния, предупредить пилотов о возможных препятствиях, отправить воздушные суда на посадку… От слаженной и четкой работы авиадиспетчеров зависит безопасность тысяч пассажиров ежедневно. Поэтому представители этой специальности должны не просто в совершенстве владеть профессиональными навыками, но и иметь особую психологическую подготовку. О нюансах работы, стрессе и новых технологиях в авиации корреспонденты 1prof.by поговорили с диспетчером управления воздушным движением Минского аэродромно-диспетчерского центра Дмитрием Чернейко.
О выборе профессии и нагрузках
– Специальность авиадиспетчера во всем мире признана одной из наиболее сложных: она связана с управлением техникой и ответственностью за человеческие жизни. Вы осознавали всю серьезность своего выбора, когда подавали документы в академию авиации?
– Выбор профессии авиадиспетчера был для меня спонтанным. Во время учебы в школе о ней практически ничего не знал. Более того, даже не мечтал об авиации. О буднях диспетчера мне рассказал старший товарищ. В то время он уже учился на этой специальности в колледже и был безумно воодушевлен будущим делом. Это и стало решающим фактором.
– В какой момент вы поняли, что находитесь на своем месте?
– К счастью, мои ожидания и действительность совпали уже во время студенчества. Мне настолько нравилась атмосфера в вузе, что даже высокие требования к учебе не отпугивали.
– Кроме отличного владения английским языком, знания технической документации и должностных инструкций, авиадиспетчер обязан иметь отменное здоровье и крепкую психику.
– Это правда. Еще при поступлении в Белорусскую государственную академию авиации (БГАА) необходимо пройти довольно серьезную медицинскую комиссию. Кроме того, с помощью специального психологического теста, который включает в себя множество ребусов и логических загадок, абитуриентов проверяют на профпригодность. Таким образом определяют реакцию, усидчивость, стрессоустойчивость человека и многое другое.
– Расскажите о ваших рабочих буднях. Сколько самолетов контролируете за смену?
– График у нас рассчитан так, чтобы диспетчер успевал отдохнуть и восстановиться. Работаем мы в две смены – день, ночь (по 12 часов), затем три выходных. Причем, согласно требованиям охраны труда, во время дежурства мы можем трудиться кряду не более двух часов, чередуя их с двадцатиминутными перерывами.
Утро диспетчера начинается с обязательного медицинского осмотра. Затем мы проходим инструктаж, получаем необходимую информацию от синоптиков, военных и инженеров. И только после этого приступаем к своипм обязанностям.
Что касается авиапотока, то за смену в районном диспетчерском центре, который обслуживает транзитное движение, диспетчер встречает и провожает до 1 100 воздушных судов. В аэродромном диспетчерском центре эта цифра значительно меньше – около 180 самолетов. В весенне-летний период работы, конечно, больше. Этим летом, к примеру, в некоторые дни доходило до 190–200 взлетов и посадок в сутки.
– Диспетчер следит за движением только на определенном участке или сопровождает самолет на протяжении всего маршрута?
– Каждый специалист несет ответственность только за конкретный закрепленный за ним пункт. К примеру, диспетчер руления контролирует движение по территории аэродрома. Диспетчеры старта и посадки руководят взлетающими и заходящими на посадку судами. Диспетчер круга отвечает за движение в радиусе 50 километров и на высоте до 2 100 метров (зона взлета и посадки). Прилетающим лайнерам он выдает разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.
А вот диспетчер подхода ответственен за движение на высоте 2 100–5 700 метров. Площадь охвата зоны его круга – 90–120 километров от аэропорта. Кроме того, он определяет очередность заходов самолетов на посадку, а также интервалы между ними.
Важно, что за каждым каналом всегда работают 2 человека – диспетчеры радиолокационного и процедурного контроля. Один непосредственно управляет воздушными судами, второй занимается согласованием и помогает первому. Также за процессом следят старший диспетчер и руководитель полетов. Вся система работы направлена на максимальную безопасность. Даже если диспетчеру станет плохо на рабочем месте, воздушное пространство останется под контролем.
– Но ошибки все же случаются?
– От ошибок никто не застрахован, в том числе авиадиспетчеры. К сожалению, иногда случается и так, что человеческий фактор становится причиной катастроф. Помните трагедию над Боденским озером, когда столкнулись пассажирский лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing?
– Да. Тогда погибло более 70 человек, в том числе 52 ребенка. Насколько я знаю, в той авиакатастрофе признали виновным не только авиадиспетчера.
– Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к российским пилотам. Последних обвиняли в том, что они не поняли указаний операторов центра полетов. Однако расследование указало на вину диспетчера.
– Как такое могло случиться?
– Два самолета двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. Диспетчер заметил опасное сближение за минуту до их столкновения и тут же передал команду российскому судну на снижение. Пилоты незамедлительно приступили к выполнению указания. В то же время в кабинах обоих самолетов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала ровно противоположную команду: пассажирскому лайнеру – набирать высоту, а грузовому – снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера, сообщив ему об этом. Но специалист этого не услышал…
Теперь, кстати, во время полета приоритет имеет техника. То есть, если команды диспетчера и системы, установленной в самолете, разнятся, пилот не имеет права выполнять то, что говорит диспетчер.
– А в вашей рабочей практике были опасные моменты?
– Опасных, к счастью, не было. А вот сложные ситуации случались. Многие из них связаны с погодой. Дело в том, что самолету запрещено влетать в грозовые фронты. А последние развиваются быстро и бывают весьма обширными. Наша задача провести большой поток самолетов в одно узкое «горлышко». Иногда грозовой фронт настолько широк, что лайнер отправляем в облет через сопредельные страны. Кроме того, были случаи отказа техники, а также экстренные посадки из-за плохого самочувствия пассажиров.
– Опираясь на свой опыт, могли бы порекомендовать молодым людям идти учиться на авиадиспетчера?
– Работа авиадиспетчера очень интересная, стабильная и хорошо оплачиваемая. Конечно, романтики в ней нет, да и сложности присутствуют. Но они есть не только в нашей профессии. Так что если позволяют здоровье и уровень английского языка, то обязательно пробуйте. Лично я о своем выборе ни разу не пожалел!
Виктория ЯКИМОВА
Фото Александра ПОБАТА