Удобно и по пути: как в Беларуси развивают придорожный сервис
– Для регулирования работы объектов придорожного сервиса созданы правовые организационные условия с учетом национальных интересов и выгоды самих владельцев, – сообщил начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнёв. – Сегодня в Беларуси приняты все необходимые документы, оптимизированы административные процедуры, касающиеся согласования мест размещения, налажен контроль со стороны уполномоченных органов. По данным на 1 января 2018 года, в стране на автомобильных дорогах общего пользования действовали 482 АЗС, 75 гостиниц, включая мотели и кемпинги, 537 предприятий торговли, 602 пункта общественного питания.
По словам Головнёва, в 2016 году ведомство провело анкетирование, которое отражало точку зрения как пользователей дорог, так и владельцев объектов придорожного сервиса. У респондентов поинтересовались состоянием таких заведений, уровнем обслуживания в них, возможными перспективами развития. В итоге 67% автомобилистов высказали мнение, что за последние 5–10 лет качество предоставляемых услуг улучшилось. В том числе 10% считают, что оно повысилось существенно.
Результаты анкетирования использовались при разработке основных направлений Концепции развития придорожного сервиса до 2020 года. Однако в документ все еще могут вноситься изменения.
– Мы переосмысливаем, в частности, ситуацию с количеством объектов придорожного сервиса. Когда они расположены через каждые 3–5 километров, начинается нездоровая конкуренция. И представители бизнеса обращают на это внимание. Поэтому сейчас мы оцениваем оптимизацию мест размещения. Упор будет сделан на максимально комплексные объекты: даже если это не гостиница, хотя бы душевые кабины должны быть все равно. Уверен, услуга станет востребованной среди водителей-дальнобойщиков. Также важными параметрами являются уникальный стиль и качество обслуживания.
Напомним, что по Беларуси проходят 2 международных транспортных коридора, а в прошлом году отраслевое министерство включило несколько дорог в трансъевропейские – это позволит претендовать на помощь в их реконструкции.
В Минтрансе уверены, что в создании транзитной привлекательности страны ведущую роль играет состояние автомагистралей. К примеру, в этом месяце завершилась реконструкция дороги по параметрам первой категории в объезд Слуцка (Р23). На завершающей стадии работы на трассе Минск–Гродно (М6).
– В следующем году начнем реконструкцию дороги Р53 от Кургана Славы до Смолевичей. Сегодня она представляет собой наиболее аварийно-опасный участок, и работа здесь не терпит отлагательств, – добавил Александр Головнёв. – Также начали разработку обоснования инвестиций по дороге Минск–Витебск (М3) на участке от Логойска до Лепеля и дальше реконструкции дороги до Полоцка (Р46).
«Лидирует» центральный регион
Практически треть от всех придорожных объектов общественного питания находятся в Минской области. Сегодня их 198. Самая большая концентрация отмечается в Минском районе – примерно четверть. Затем следуют Дзержинский, Смолевичский, Логойский районы.
В прошлом году в регионе открылось 13 точек общепита. Большая работа ведется предприятием «Белоруснефть», которое активно дооборудует свои АЗС. В целом 25% объектов питания принадлежат концерну «Белнефтехим», примерно 12% – потребкооперации. Основная часть (почти 64%) находятся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
– Практически полностью работы по дооснащению мы провели еще в 2014 году в преддверии чемпионата мира по хоккею. Особенно важно, что во всех объектах сегодня можно рассчитываться банковскими карточками, – рассказала заместитель начальника главного управления торговли и услуг Минского облисполкома Ирина Иванович. – Примерно в 75% можно подключиться к сети Wi-Fi, а 87% оборудованы системами видеонаблюдения. Плюс – постоянно разрабатываются и предлагаются посетителям блюда национальной кухни.
Поддерживать на уровне
Объекты придорожного сервиса являются и немаловажным компонентом туристической инфраструктуры.
– Мы, во-первых, стремимся к тому, чтобы каждый из них располагал как минимум рекламно-информационными материалами. Когда иностранный турист приезжает на заправку и видит, что недалеко находится, к примеру, Мирский или Несвижский замок, вполне вероятно, он заинтересуется, – пояснил заместитель директора Департамента по туризму Минспорта и туризма Виталий Грицевич. – Во-вторых, мы выступаем за развитие караванерского движения. Сегодня оно активно представлено как в Европе, так и в Беларуси и объединяет миллионы участников. Ведем работу с Минтрансом, чтобы объекты придорожного сервиса располагали условиями для остановки туристов с «домиком на колесах». Причем это должна быть не просто площадка, а территория с оборудованными душевыми кабинами, возможностью подключиться к электросети и т.д.
Некоторое время назад оба ведомства провели мониторинг участка трассы М1 от Минска до Орши, приуроченный к началу чемпионата мира по футболу-2018 в России. Именно эта дорога – одна из основных, по которой болельщики могли попасть на территорию страны – хозяйки мундиаля. Специалисты, в частности, обращали внимание на расположение объектов придорожного сервиса.
Впереди у Беларуси II Европейские игры в 2019 году, а в 2021-м – чемпионат мира по хоккею. Поэтому заинтересованные ведомства уже сейчас прилагают усилия для того, чтобы любой болельщик буквально с пересечения границы и по всему пути следования до Минска чувствовал себя комфортно.
– В преддверии таких значимых событий мы стараемся посещать объекты придорожного сервиса. Ведь иногда владельцы не обращают внимания на элементарные вещи – где-то отбита плитка или требует ремонта оборудование… А нам важно поддерживать оказание услуг на достаточно высоком уровне, – уточнила Ирина Иванович.
В Департаменте по туризму предполагают, что часть болельщиков приедет со своими «домами». Поэтому сейчас совместно с Минтрасом ведется разработка карты, где будет указана информация о кемпингах.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото Виталия ГИЛЯ