Наверх

Белорусские аграрии делают ставку на молодежь

04 июля 2017

В повседневную практику белорусских аграриев стремительно входят инновации. Причем не только генная инженерия, нано- и биотехнологии – сегодня предъявляются принципиально иные требования к подготовке квалифицированного персонала.

Теперь нужны профи, способные анализировать и прогнозировать, считать и зарабатывать деньги, выбирать лучшее, передовое. Хозяйствам, претендующим на статус успешных и конкурентоспособных, уже не обойтись без грамотных маркетологов, логистов и менеджеров.

О том, как работает «кухня» подготовки профессионалов для сельского хозяйства, нам рассказал ректор Гродненского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Витольд ПЕСТИС.

– Витольд Казимирович, какими вы видите молодых людей, готовых получать образование в вашем профильном вузе?

– Могу заверить: контингент приходит неплохой. Молодежь пытливая, любознательная, мобильная, достаточно раскрепощенная. Парни и девчата хорошо осведомлены о происходящем в мире, способны анализировать и сравнивать, отлично владеют информационными технологиями. Может, они не очень готовы к физическим нагрузкам, им требуется более долгий период адаптации, но в университет все же большинство из них приводит именно интерес к сельскохозяйственным профессиям. И уже наша задача – рассмотреть потенциал этих ребят. Главным доказательством востребованности специальностей аграрного профиля является то, что каждый год наш университет неизменно выполняет доведенный план приема на все формы обучения.

– А насколько актуально расхожее мнение о тотальном дефиците квалифицированных кадров в отрасли?

– Нюансы, конечно, есть. Сегодня в белорусском агропромышленном секторе очень востребованы агрономы, зоотехники, ветеринары. Почему эти специалисты в дефиците? Во многом потому, что условия их работы отличаются от тех, которые предлагают специалистам экономического и технологического профилей. Например, зоотехник целый день проводит на ферме, а это и специфический запах, и тяжелый физический труд, связанный с лечением, кормлением животных. Или взять высокую степень ответственности агронома, когда на производство продукции влияет множество факторов. Добавьте сюда еще и ненормированный рабочий день. Логично, что молодежь не хочет чувствовать себя тягловой рабочей силой. Давно назрела необходимость внедрения принципиально новых, прогрессивных методов организации труда.

– Можно ли как-то изменить сложившуюся ситуацию?

– Раньше 70–80% наших абитуриентов были выходцами из сельской местности. Это существенно облегчало задачу по их обучению, распределению и дальнейшему закреплению – дипломированные специалисты возвращались в привычную среду. Но выпускников сельских школ с каждым годом становится меньше, к тому же они потеряли льготы при поступлении. Их «выбил» лучше подготовленный городской контингент. Теперь же преимущественное большинство наших выпускников менее приспособлено к «выживанию» в сельских условиях, и, как правило, после двухлетней отработки примерно 50% из них отправляются на поиски другого места в жизни. Через 3–4 года работы в отрасли остается и вовсе не более 30%. Возможно, такую текучесть кадров снизит увеличение набора по целевым направлениям. В этом году, к слову, к нам приходит порядка 200 целевиков (почти 50%).

– Доводилось слышать мнение, что за знаниями в сельскохозяйственные учебные заведения приходят абитуриенты с недостаточно высокой базовой подготовкой. Это так?

– Меня больше беспокоит тот факт, что подают документы ребята, не определившиеся с выбором профессии. Например, имея на руках сертификаты тестирования по химии и биологии, абитуриент может поступать в три гродненских вуза. Вот он собирался стать «человеческим» доктором, но, не пройдя по конкурсу в медицинский университет, становится ветеринаром. Или наоборот: пару лет назад пришли забирать документы студенты с факультета ветеринарной медицины. Говорят: посмотрели – по рейтингу проходим в мед. «Вы же не собирались становиться медиками!» – «Да, но мы в тот вуз проходим». Выйдут ли из таких ребят хорошие, преданные делу специалисты, выяснится со временем. Но главная задача наших преподавателей теперь – показать прелесть профессии, связанной с сельскохозяйственным производством, научить любить ее и отдаваться ей полностью. Поэтому я сторонник собеседований. Шаблонное тестирование никогда не позволит определить, есть ли у абитуриента те или иные задатки, необходимые будущему аграрию. Большим прорывом считаю то, что уже в этом году на «агрономию», «зоотехнию» и «ветеринарную медицину» можно сдавать и тесты, и вступительные экзамены.

– Пожалуй, выпустить дипломированного специалиста – это только полдела. Как не отвратить его от дальнейшей работы в отрасли?

– Гродненскому аграрному университету повезло – вокруг расположены мощные хозяйства, которые возглавляют наши же выпускники. Это прекрасная база для практического обучения студентов. К счастью, многие руководители сельхозпредприятий понимают, что гениальными аграриями не рождаются. Чтобы подготовить достойную смену, руководителю нужно не вуз ругать или унижать молодого специалиста, а самому «лепить» будущего работника: где-то проявить отеческую заботу, познакомить с производственными условиями, где-то заинтересовать материально, перспективами роста. Если давить на вчерашних студентов криком и критикой, уничтожать на корню инициативу, никакие высокие заработки не удержат их в сельском хозяйстве. А если же создать условия для адаптации, поддержать, приободрить, то, уверен, молодежь незамедлительно использует все шансы, чтобы отличиться. И эти специалисты будут действительно восприимчивы к новшествам и передовым технологиям, привнесут немало нового в сложившуюся систему. На производстве ждут именно таких работников, на них надеются. И таких организаторов мы умеем готовить.

Инна ДОБРЫДЕНЬ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости