Профессия – философ: где работают современные Аристотели и зачем философия детям
Накануне Всемирного дня философии 1prof.by узнал, куда могут трудоустроиться специалисты этой профессии.
Всемирный день философии отмечается 16 ноября.
Современные философы не прогуливаются в парке, услаждая слух и ум окружающих мудрыми беседами, как это было в аристотелевские времена. Однако последователи древнегреческого мыслителя и сейчас предпочитают высказывать свои умозаключения «на ходу» – как Аристотель, который вел занятия, гуляя с учениками по роще неподалеку от основанного им первого лицея.
О том, где сегодня можно встретить мыслителей и куда они устраиваются на работу, порталу 1prof.by рассказали заместитель декана по учебной и воспитательной работе факультета философии и социальных наук (ФФСН) БГУ Александр Бобр и заведующий кафедрой философии и методологии науки, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, профессор Анатолий Зеленков.
Философию – детям
Ежегодно кафедра философии и методологии науки выпускает порядка 30–40 человек специальности «Философия» очной и заочной формы обучения. За свою более чем полувековую историю отделение выпустило свыше 2 200 философов, из которых больше 350 защитили кандидатские, а порядка 25 – докторские диссертации.
– Большинство наших выпускников связывают свою дальнейшую деятельность с образованием и наукой, – рассказывает Александр Бобр. – Из выпускников дневного отделения 2016 года около 60% распределились по специальности – в основном в высшие учебные заведения или ссузы, где есть кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Некоторые работают в школах преподавателями обществоведения. Ежегодно 2–3 наших бывших студента берет на работу Институт философии НАН Беларуси.
И все-таки, по мнению замдекана по учебной и воспитательной работе, существующая система распределения в отношении специалистов философского профиля работает не настолько эффективно, как хотелось бы.
– В отдельные годы распределение становилось большой проблемой факультета, поскольку кафедры региональных вузов вместо того, чтобы пригласить на работу наших выпускников, брали в качестве преподавателей философии людей, которые не получили базового философского образования. Хотелось бы, чтобы Министерство образования рассмотрело ситуацию и поставило наших выпускников в приоритетное положение, – высказывает пожелание Александр Бобр.
Вероятно, в ближайшем будущем у современных философов появится еще одно место работы – детские сады и начальные классы школы.
– Было бы интересно адаптировать американский опыт и создать философские факультативы для детей даже дошкольного возраста, где бы такие базовые понятия как добро, зло, совесть, мир, человек объяснялись в форме сократовских диалогов. Это научит детей мыслить и рассуждать, – считает Анатолий Зеленков.
Подобные факультативные занятия проводят не только во многих школах США, но и в некоторых странах Западной Европы. Есть множество адаптированных пособий, где Платон, Сократ и Аристотель предстают в формате, который понятен и интересен детям.
Зачем философу китайский язык и основы бизнеса
Сегодня на философском отделении студентов ориентируют, чтобы они еще во время учебы искали свое место на рынке труда. С этого учебного года для обучающихся на 4-м и 5-м курсах ввели обязательный психолого-ориентированный курс, рассчитанный на 12 занятий. Вести его будут представители кадровых агентств, которые расскажут студентам, как составить резюме и показать себя на собеседовании.
Вопросы, о которых размышляют современные мыслители, не так далеки от жизни, как принято думать. Если философскую антропологию по-прежнему волнует человек и его сущность, то социальная философия рассматривает проблемы устойчивого развития, мировой политической и экономической нестабильности. На сегодняшний день многие пытаются постичь феномен цивилизационного прорыва стран Востока.
– Еще в прошлом веке утвердилось мнение, что западноевропейская культурная матрица себя исчерпала. Возможно, решение дальнейшего развития цивилизации кроется именно в разгадке восточного феномена. Но для его познания необходимо доскональное знание китайского, японского, корейского языков, – рассказывает Анатолий Зеленков.
Не все философы согласны жить в бочке, как Диоген. Некоторые современные мыслители добиваются больших успехов в бизнес-среде. Яркий пример тому – кандидат философских наук, замдиректора Института философии РАН Петр Щедровицкий, прославившийся благодаря своим деловым играм. Белорусский философ Андрей Мирошниченко, являясь руководителем Центра управления знаниями и компетенциями Института философии НАН Беларуси, работает как бизнес-тренер и профессиональный коуч ICU.
Впрочем, среди студентов философского отделения ФФСН достаточно и тех, кто сразу после окончания учебы меняет профессию. В основном бывшие выпускники идут в организации госуправления, банковскую и экономические сферы, рекламу или консалтинг.
– К сожалению, нынешний век – не самое лучшее время для философии. В суете каждодневных забот многие отдают предпочтение повседневности. А философия как бы откладывается на потом, – рассуждает Анатолий Зеленков. – Но универсальное философское образование становится базисом, плодородной почвой для нового знания. Наши выпускники обладают большим преимуществом – специфическим аналитическим стилем мышления, умением систематизировать и делать выводы. Такие качества сегодня востребованы.
Философ-блогер
Среди сменивших профессию – выпускник философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, автор проекта «Скрытый смысл» Роман Таран. После окончания учебы он освоил веб-программирование, потом – интернет-маркетинг. Полученные навыки очень помогли при создании канала на YouTube, который позволил ему вернуться к началу начал – к философии.
– Я работаю на стыке психологии и философии. Делаю по большей части психологические разборы популярных фильмов, в которых обыгрываются разные психологические установки и типы. Иногда удается поднять философские вопросы. Например, объясняя происходящее в фильме «Господин Никто», я использовал концепцию платонизма. А при анализе «Ауры» Фабиана Бьелински мне удалось выйти на самый глубинный уровень мышления – онтологии. Думаю, я понял и озвучил довольно важные вещи, – рассказывает Роман.
По мнению автора проекта «Скрытый смысл», сегодня философией интересуется довольно много людей, однако философские концепции сами по себе мало кому любопытны. Одно из наиболее популярных заблуждений обывателей – то, о чем говорили мыслители прошлого, уже неактуально, поскольку якобы опровергнуто.
– Еще больше людей считают, что сегодня философия в принципе не нужна и для развития человечества достаточно науки. Они не могут понять главного: наука рассматривает вещи и явления, а философия наполняет их смыслом, – объясняет Роман Таран.
В современных условиях, когда нужно заботиться прежде всего о своем выживании и заработке, на философию у людей просто не остается времени. Но это совсем не значит, что она не нужна. Буквально в ближайшие десятилетия человечество столкнется – или уже сталкивается – с острой необходимостью в философских интерпретациях. В нашу жизнь все глубже проникают такие явления, как кибернетизация человека и искусственный интеллект, ученые смело редактируют геном и даже начинают вмешиваться в наш разум. Чтобы не сбиться с пути и не воплотить в жизнь пугающие варианты будущего, человечеству просто необходима философия.
Диана ФИЛИМОНОВА