Подвезу за батарейку: в Минске стартовал необычный социальный проект
3 января 2020 года в рамках экодвижения «Цель 99» стартовал социальный проект «Такси на батарейках». Проект инициирован для того, чтобы сформировать полезные экопривычки у населения и напомнить людям, как правильно утилизировать батарейки.
Организаторы экоинициативы – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» и служба такси «Пятница», получили поддержку предприятия по переработке электронных отходов и отработанных батареек «БелВТИ».
Присоединиться к экоинициативе очень просто. Для этого нужно заказать такси по мобильному приложению «Пятница», активировав в разделе «Опции поездки» пункт «За батарейку!», а затем обменять батарейки на километры прямо в салоне авто из расчета 1 батарейка – 1 бесплатный километр.
К сожалению, в современном мире такие понятия, как экомышление и экоответственность – не мода, а необходимость. Проблема загрязненной экологии давно носит глобальный характер. И чем сложнее становится производственная сфера в конкретной стране, тем активнее загрязняется ее почва, вода и атмосфера.
Не последнюю роль в этом играет состав бытовых отходов. Они становятся токсичнее и вызывают серьезные экологические проблемы. Поэтому локально эту проблему решить уже не удастся, считают экологи. Чтобы очистить свой двор, нужно вычистить весь город, страну, планету. Ведь круговорот веществ в природе затронет буквально каждого.
К примеру, отработанные элементы питания относятся к особо опасным бытовым отходам. Несмотря на то, что батарейки занимают меньше 0,25 % объема бытовых отходов, именно они являются источником 50 % всех токсичных металлов, содержащихся в мусоре, который мы производим. Попадая в организм животных и человека, они вызывают тяжелые заболевания почек, печени, поражают мозг и нервную систему. Так, каждая батарейка, выброшенная на общую свалку, может разлагаться более ста лет, а токсичные вещества из нее все это время будут отравлять почву, воду и воздух, чтобы в итоге осесть и во внутренних органах человека.
Чтобы батарейки приносили больше пользы, чем вреда, их необходимо выбрасывать в специальные контейнеры для сбора отработанных элементов питания. Такие контейнеры на территории Беларуси обычно размещены в крупных торговых точках, административных зданиях, учреждениях образования, салонах сотовой связи, автозаправочных станциях. То есть условия для безопасной утилизации батареек есть. А вот желания граждан нести ответственность за экологическую обстановку в своей стране не хватает.
«За 2018 год в республике собрали около 190 тонн использованных батареек, а еще три года назад годовой объем сбора не превышал 40 тонн. Но значительная часть выходящих из строя батареек все еще поступает на полигоны бытовых отходов вместе с прочим мусором, – пояснил генеральный директор ОАО «БелВТИ» Александр Кирпичник. – Совсем другая судьба ждет батарейки, попавшие в специализированный контейнер для сбора отработанных элементов питания. Такие батарейки поступают в ОАО «БелВТИ», где их тщательно сортируют и отправляют на безопасную утилизацию и переработку».
Идея «Такси на батарейках» не в том, чтобы за время проекта собрать как можно больше батареек или проехать как можно больше бесплатных километров. Важно, чтобы каждый задумался о проблеме раздельного сбора отходов и ощутил свою ответственность за то, что происходит вокруг. Проект «Такси на батарейках» позволяет стать частью большой экокоманды и поверить, что в борьбе за безопасное жизненное пространство важен каждый.
Подготовил Максим КОЗЛОВ
Фото из открытых интернет-источников