Машины времени, или Американская классика на улицах Кубы
Последние автомобили из США завезли на Кубу в 1960 году, но и теперь они продолжают ездить по дорогам.
Хотя средний срок службы машины эксперты оценивают в 12 лет, на улицах Гаваны можно легко найти автомобиль, которому уже за 70. Некоторые туристы с восторгом рассматривают винтажные «бьюики», «кадиллаки» и «шевроле», которые играют важную роль в поддержке кубинской экономики.
Под капотом у всех этих машин почти наверняка стоит «неродной» двигатель. Что делать, последние американские машины на «остров свободы» завезли еще в 1960 году, до введения эмбарго на торговлю с США.
В начале 1950-х Куба была едва ли не колонией США и крупным бизнесом для американских брендов, таких, как Chevrolet, Ford, Cadillac, Dodge, Buick и Chrysler. В ультрасовременных дилерских центрах в Гаване продавались новейшие марки Plymouth, Oldsmobile, Pontiac, Mercury, Studebaker и Packard. Автомобили доставляли с заводов в южные порты США, а затем всего за несколько дней – в порт Гаваны.
Некоторые модели коснулись кубинского асфальта еще до того, как поступили в продажу в США, а кубинские дороги использовались как своего рода испытательный полигон для американских автомобильных компаний. Иногда американцы даже покупали свои американские машины на Кубе и увозили их домой на паромах, курсирующих между Гаваной и Флоридой. К 1960 году на Кубе было более 150 тыс. американских автомобилей, из которых примерно 90 тыс. – на улицах Гаваны.
После революции 1960 года на Кубе и последовавшего разрыва отношений с США многие классические автомобили сменили владельцев, но продолжали колесить по кубинским дорогам. Другие остались заброшенными в старых гаражах или ремонтных мастерских, а некоторые сохранялись как реликвии. На Кубе не было ни запчастей, ни шанса купить новые автомобили, поэтому водители сами стали механиками и начали постигать искусство творческой переработки, столь важное для кубинской жизни.
Так или иначе, старые автомобили адаптировали к новому времени. На некогда классические американские автомобили ставили запчасти, в основном, от советских «Лады», «Москвича», «Волги», польского и аргентинского «Фиата». Нередко на старые американские автомобили вместо мощных V8 двигателей ставили дизельные моторы российского автопрома: на Кубе дизель стоит в 2 раза дешевле бензина.
Весь этот музей старинных автомобилей на Кубе напоминает об изобретательности и революционном духе, который живет в стране и сегодня. Хотя и нечасто, но встречаются и отреставрированные классические автомобили, которые можно взять в аренду. Многие хотят проехать по Старой Гаване именно в хромированном американском кабриолете или купе, чтобы окунуться в прошлое.
Некоторые коллекционеры хотели бы купить эти шедевры американского автопрома, однако закон 2010 года запрещает иностранцам экспортировать с Кубы автомобили. Их могут приобрести только кубинцы или иностранцы, постоянно или временно проживающие в стране. Обойдется покупка недешево, старая американская машина может стоить от 30 до 100 тыс. долларов, в зависимости от состояния.
Предсказать будущее старых кубинских автомобилей непросто. Но можно предположить, что на Кубе найдутся любители этого наследия, которые знают ему цену, и сохранят автомобили в том виде, который они имели в 50-х годах минувшего века.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников