Общество и профсоюзы

Арт без эпатажа: снимки могилевского фотохудожника признаны на мировом уровне

Ее работы опубликованы в итальянском журнале Vogue и канадском Opalus, экспонировались в Лондонской галерее Saatchi. В Милане на фестивале PhotoVogue снимки Натальи вновь получили самые лестные отзывы от признанных мастеров фэшн-индустрии. 

О родном городе фотограф тоже не забывает. Как-то в Могилеве прошли сразу две персональные выставки Самойловой: «Кроличья нора» и «Сублимация». Лучшей оценкой разноликих, но неизменно элегантных, ярких, зачастую провокационных фото Натальи стало огромное количество посетителей. На необычных площадках для экспозиций – в новой подземке и под мостом через реку Дубровенка – побывало больше народу, чем во всех городских выставочных залах на ежегодной «Ночи музеев».

– В моих работах нет эпатажа, хотя многие его там усматривают, – говорит фотохудожник. – Эпатировать – значит идти вразрез с нормами, принципами. «Чем дурнее, тем моднее», – так говорила моя бабушка. Мой же арт-фэшн – осознанный. Всегда четко знаю, что хочу получить в результате.

Погружение в фантазию

В мастерской у Самойловой трудится целая команда специалистов: приглашенные модели, визажист, парикмахер, стилист. Наталья, как режиссер, руководит всем и всеми. Иногда к съемке готовятся несколько часов. Это кропотливый, сложный физически, а порой и экстремальный процесс. Чтобы найти удачный ракурс, девушке не раз приходилось стоять по колено в реке или битый час лежать с камерой на холодной земле.

Именно поэтому немногие знаменитые фотографы снимают «живую» фэшн-фотографию – с настоящими, а не компьютерными декорациями. Например, отличается неповторимой стилистикой один из кумиров Самойловой, мастер сюрреалистической фотографии Тим Уолкер. На его моделях – всегда брендовые вещи, но они практически не узнаваемы. Одежда от Дольче и Габбана или Гуччи, безусловно, придает снимкам особый шарм, но идея, мышление, ассоциации куда важнее лейбла знаменитых домов моды…  

Подтверждение тому – публикация Натальи Самойловой в итальянской печатной версии журнала Vogue. Съемки проходили где-то под Могилевом на старых развалинах. Сверху – голубое небо, на модели – яркое струящееся платье. Кстати, простое, купленное в обычном торговом центре. Девушка, по задумке фотографа, изображала красивую птицу, вернувшуюся домой из теплых стран. Позы, мимика, антураж – все играло на общее настроение.

Один усмотрит в общей картине боль утраты и невозможность вернуться в счастливое прошлое, другому – повеет радостью от долгожданной встречи с Родиной. В любом случае здесь есть эмоции.

С умом и со вкусом

Vogue заключил договор с могилевским фотографом и поместил ее снимок в разделе «Путешествия». Значит, эмоциональный посыл был понят верно. Причем абсолютным большинством.    

– Работы в стиле арт-фэшн будут актуальны и через сто лет, – уверяет Наталья. – Это образ жизни, наша с вами реальность. Они фиксируют атмосферу времени, передают стиль эпохи, воплощая при этом тот идеал культуры, к которому пытается прикоснуться мода.

Найти свое, сделать нечто такое, что может далеко не каждый, – важно для творческой личности. Единственное, в чем Наталья неоригинальна, – это в том, что искренне верит в чудо.

– Люблю свою страну, хочу жить и работать в Беларуси, – признается Самойлова. – Хочу, чтобы мы перестали превращаться в потребителей и слепо копировать все инородное, чуждое нам. Можно и самому стать эталоном для подражания – если делать все с умом и со вкусом.

Фотограф арт-фэшн превращает снимок в произведение искусства. Образ, пришедший откуда-то из глубин подсознания, а иногда из сновидений, становится реальной картинкой благодаря акцентам на важных деталях, аксессуарах и правильно выставленному свету.

Объяснить то, как технически рождается шедевральный кадр, художнику под силу. Да и надо ли? Окунуться в мир сокровенных фантазий, авторских размышлений всегда помогут глаза и душа – на это и рассчитана работа мастера.

Виктория БОНДАРЧИК

Фото из архива Натальи САМОЙЛОВОЙ