Наверх

Как разрешать конфликты? Ответ знают гродненские школьники

06 мая 2019

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare», что означает «посредничать». Это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей стороны – медиатора, который помогает выработать приемлемое для всех участников конфликта соглашение.

– Как и в обществе в целом, конфликты в школе неизбежны. Основные их причины – любые различия (возраст, внешний вид, интересы) и неумение эти различия принимать. В 2017 году мы запустили в учреждениях среднего образования Гродно и Гродненской области экспериментальный проект по внедрению школьных служб медиации и развитию конфликтологической компетентности у всех участников образовательных отношений: учащихся, учителей, родителей. Реализация проекта была одобрена Приказом министра образования Республики Беларусь, – рассказывает директор Гродненского филиала учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» Оксана Шульга. – В 2017 году проект начал работу. Его участниками стали 19 учреждений образования Гродно и области.

В школах были созданы службы медиации и разрешения конфликтов. Основную роль в них играют учащиеся, которые прошли специальную подготовку и владеют техниками примирения. Кураторами выступают взрослые из числа учителей или родителей. Ребята-медиаторы помогают конфликтующим сторонам прийти к консенсусу, а не пытаться «решить» ситуацию деструктивными способами: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы.  Одна из главных задач – направить энергию спора в созидательное русло.  

– Подготовка юных медиаторов занимает 6-8 тренингов и длится около двух месяцев. Мы моделируем «конфликтные» ситуации и отрабатываем необходимые навыки на учебных кейсах, в основе которых лежат случаи из реальной жизни, – рассказывает куратор службы медиации гимназии № 5 г. Гродно педагог-психолог Анжела Кривонос. – Первый выпуск медиаторов состоялся в прошлом году, а сейчас набрана вторая команда.

Медиаторы работают с разными конфликтами (между учениками, учениками и учителями, учениками и родителями). Они не обвиняют, не судят, не выносят решения, а создают условия для того, чтобы люди разговаривали и находили решение, устраивающее все стороны. Например, учащаяся-медиатор гимназии №5 Валерия Идрисова помогала наладить отношения двум второклассникам. У ребят были проблемы в общении, мальчик с девочкой постоянно ругались и даже дрались.

– Вначале нужно было выслушать обе стороны – у медиаторов есть правило не перебивать и не встревать, когда кто-то говорит. Ребятам, что не удивительно с учетом возраста, было сложно, но постепенно они начали идти на контакт, – рассказывает Валерия.

Медиаторы-школьники помогают решать конфликты не только в своей гимназии, но и в других учебных заведениях. Гродненцы все чаще прибегают к этому способу решения споров, хотя еще несколько лет назад считали его малопонятной новинкой.

Девочки и мальчики, которые приходят в гимназическую службу медиации, переживают личную трансформацию и начинают по-другому видеть конфликты: не как «поля боя», а как зону возможностей. Так, выпускник, который был активным медиатором, недавно написал в общей группе службы, что примирил во время ссоры своих родителей.

Результаты эксперимента показали, что обучение медиации способствует формированию уверенного поведения, повышению самооценки и самодисциплины, развитию критического мышления, коммуникативных навыков.

– Сейчас мы переводим проект по созданию школьных служб медиации из экспериментальной в инновационную деятельность. Помимо Гродненского региона к нему присоединятся школы Минска, Витебской Гомельской областей, – рассказывает Оксана Шульга. – Надеюсь, что новая практика урегулирования споров приживется в белорусской школе.

Елена КАЯЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости