Стиль жизни

Какие тайны хранят запасники Национального художественного музея Минска?

С этим вопросом я обратилась к Ольге Архиповой, ведущему научному сотруднику музея. Она рассказала, что коллекция художественных объектов  все время пополняется. Как правило, в постоянной экспозиции выставляется всего лишь около 6–7% экспонатов – самых ценных, значительных, эксклюзивных. Остальные находятся в запасниках, которые  существуют со дня основания музея.

Доступ в запасники имеют только специалисты. От посторонних ценные произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства охраняет прочная металлическая дверь. Предосторожность продуманная: многие произведения искусства достаточно легко повредить. Поэтому в помещении строго соблюдается температурный режим, музейщики внимательно следят за влажностью воздуха. Ольга Архипова вместе с коллегами ежедневно заботится о сохранности шедевров. Она покидает в конце рабочего дня хранилище последней, закрывая дверь личной печатью.

– Важно знать, что для каждой коллекции существуют определенные правила хранения, – поясняет Ольга Архипова. – Бумагу следует оберегать от влаги, а живопись от сухости. Картины, написанные маслом, боятся перепада температур. Необходимый микроклимат в помещении поддерживает специальная техника.

В особом помещении находится более 1 200 холстов белорусских художников, представляющих историю национальной живописи с конца XIX века до наших дней. Кроме того, музей располагает коллекцией современной белорусской живописи – всего более 3 750 единиц хранения.

Для того, чтобы облегчить поиск конкретной картины, достаточно обратиться к электронной топографической книге. На обороте каждого холста прописаны две аббревиатуры – БЖ озна­чает «белорусская живопись», КП – «книга поступлений». Эти данные и позволяют найти нужную знатоку картину.

– Основная причина хранения экспонатов в запасниках – необходимость реставрации вещей, – говорит Ольга Архипова.

В художественном музее имеется отдел научно-реставрационных мастерских, который занимается преобразованием коллекций. В результате проводимых научных исследований выявляется степень сохранности, подлинность и наличие записей приобретенных произведений искусства.

Так, например, в реставрацию поступила икона «Рождество Богородицы» XVIII века. Икона находилась в плачевном состоянии: многочисленные загрязнения, потемневший лак, треснутая краска. Казалось,  произведение искусства утрачено навсегда. Однако реставратор высшей категории А. Шпунт смог восстановить шедевр. В процессе подведения реставрационного грунта, выполнения тонировок и нанесения лака удалось он полно восстановил авторскую идею.

В запасниках можно узнать подлинные истории рождения шедевров. Вот, к примеру, картина Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года». Ее можно увидеть в основной экспозиции. А вот в запасниках счастливчики смогут полюбоваться эскизами и набросками к этому грандиозному полотну, проследить, как менялся замысел художника. Преданного поклонника изобразительного искусства ждут в запасниках порой настоящие открытия и находки.

Полина ХРУСТАЛЕВА

Фото из открытых интернет-источников