Наверх

От винта! Как начиналась история международных пассажирских авиаперевозок

07 декабря 2018

Авиаперелеты для многих из нас давно стали обыденностью. А ведь еще в начале ХХ века и летчики, и пассажиры воспринимали возможность парить над облаками как чудо. В Международный день гражданской авиации вспомним, как это было.

Первый запуск пассажирского самолета состоялся 10 декабря 1913 года: с аэродрома в Санкт-Петербурге в небо поднялся биплан «Гранд» конструкции Игоря Сикорского, спроектированный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Он был оснащен комфортабельным салоном с обогревом и освещением, имел на борту ресторан, комнаты для сна, ванну и туалет. Тогда же кабину пилота отделили от салона.

В феврале 1914 года «Гранд» впервые совершил демонстративный полет, в котором участвовали 16 пассажиров и собака. За штурвал сел сам авиаконструктор. В июне того же года Игорь Сикорский слетал из Петербурга в Киев и обратно, сделав всего одну посадку на промежуточном аэродроме. Но кто знает, как развивалась бы гражданская авиация в Европе, если бы не начало Первой мировой войны.

В том же 1914 году на другом конце света – в Соединенных Штатах Америки появилась первая авиакомпания «St. Petersburg Tampa Airboat Line», лайнеры которой стали совершать регулярные рейсы с восточного побережья полуострова на западное.

После окончания Первой мировой не у дел остались самолеты самых разных модификаций, а также опытные летчики и авиамеханики. Правительства европейских стран и частные фирмы стали создавать компании для авиаперевозок пассажиров. Уже в начале 1919 года воздушные суда летали из Берлина в Веймар, из Парижа в Брюссель и Лондон. В небе появились французские «Фарман F-60 Голиаф», способные перевозить 12 пассажиров – четверых в носовой кабине и восьмерых в хвосте. За этот год пассажирские самолеты перевезли около 5 тысяч человек.

7 октября 1919-го была создана старейшая из ныне действующих авиакомпания «KLM» – Королевские голландские авиалинии, а 17 мая 1920-го ее пилот Джерри Шоу на английском самолете DH-16 совершил первый перелет из Амстердама в Лондон. Его пассажирами были двое журналистов. Летели они в открытой кабине, поэтому авиакомпания выдала «первопроходцам» свитера, шлемы и теплые перчатки.

Постепенно авиатранспорт проникал во все столицы Европы. Лидером самолетостроения тогда была Франция, не хотела сдавать лидерских позиций и Германия.

В Советском Союзе первая пассажирская авиалиния по маршруту Москва–Харьков открылась в мае 1921 года. Через год регулярные воздушные сообщения начались между Москвой и Нижним Новгородом. 1 мая 1922-го начала работу советско-германская авиакомпания «Дерулюфт» (по-немецки – Deutsch-Russische Luftverkehrs). Тогда состоялся первый международный перелет немецкого пассажирского самолета «Дорнье-Меркур» по маршруту Москва–Смоленск–Каунас–Кенигсберг. Через 3 года авиалинию продлили до Берлина.

Международные перевозки людей развивала и Великобритания. В декабре 1922 года вошел в историю первый полет авиакомпании «Imperial Airways». В воздух поднялся двухмоторный летательный аппарат «Хедли Пэйдж» с 12 путешественниками на борту. Они располагались в ряд по 6 человек слева и справа у окон. В теплую погоду пассажир сам мог открыть окно, чтобы подышать свежим воздухом. Пилот и механик находились в открытой кабине на носу самолета. Летали эти аэропланы из Лондона в Париж, однако спрос на билеты был невелик. Публику отпугивал не только страх перед высотой и скоростью, но и цена «удовольствия» – 21 фунт (сегодня более 600 фунтов). Максимальная скорость полета в те времена составляла 175 километров в час.

9 февраля 1923 года в СССР была создана авиакомпания «Добролет» – будущий «Аэрофлот». Первыми самолетами здесь стали четыре «Юнкерс Ф-13». Каждый имел собственное имя: «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».

В 1926 году немецкие пилоты на двух 3-моторных самолетах только что созданной авиакомпании «Deutsche Lufthansa» совершили перелет из Берлина в Пекин через весь Советский Союз. Это были пассажирские цельнометаллические «Юнкерс G-24», способные перевозить 9 пассажиров и развить скорость до 210 километров. В 1926-м регулярные авиарейсы открылись в США – самолеты «Тримотор» могли перевести 13 пассажиров. Всего через три года Америка стала лидером в воздушных перевозках. Суда авиакомпании «Western Air Express» перевозили всех желающих от Нью-Йорка до Тихого океана.

Первый 3-моторный советский самолет АНТ-9 поднялся в небо в мае 1929 года – в просторном салоне помещались 9 пассажиров, гардероб, багажное отделение и туалет. Летом этот аппарат, пилотируемый летчиком Михаилом Громовым, вылетел из Москвы, совершал посадки в Берлине, Париже, Риме, Марселе, Лондоне, затем снова в Париже, Берлине, Варшаве и вернулся в Москву. Общая протяженность маршрута составила более 9 тысяч километров.

Статистики подсчитали, что в 1929 году услугами авиаперевозок по всему миру воспользовались 434 тысячи человек.

В 1930-м на самолете американской авиакомпании «United Airlines» появилась первая стюардесса – бывшая медсестра Эллин Чёрч. В своем рейсе она обслуживала 11 человек. Это идея понравилось и другим перевозчикам. Вскоре стюардессы появились на многих воздушных судах, разнося пассажирам коктейли, обеды и кофе.

За годы, прошедшие с начала международных пассажирских перевозок, произошел колоссальный прогресс: простые самолеты с поршневыми двигателями, на бортах которых могли разместиться всего несколько человек, трансформировались в гигантские реактивные лайнеры, переносящих сотни людей через океаны. Благодаря развитию гражданской авиации создано более 56 млн рабочих мест. Воздушные маршруты соединили 40 тысяч городов по всей планете. В 2017 году, например, на регулярных авиарейсах во всем мире было перевезено более 4 миллиардов пассажиров, а значит благодаря эпохе стремительного освоения неба люди стали ближе друг другу.

Сергей КИРИК

Фото pixabay.com

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости